проверка работоспособности СПЗ

 

проверка работоспособности СПЗ

Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, а также коллегам по цеху. Сегодня мы попробуем подытожить все данные и установки, которые есть у нас из разных источников в такой важной области как проверка работоспособности СПЗ (средств противопожарной защиты).

             Никакой не секрет, что проверка работоспособности СПЗ необходима как после монтажно-наладочных работ, при строительстве новых систем, так и в процессе эксплуатации существующих систем. И путать, внимание, эту процедуру с техническим обслуживанием не надо – проверка работоспособности СПЗ к ТО и ТР средств противопожарной защиты не имеет отношения. Этот факт, конечно, расстраивает  собственников зданий и сооружений, так как придется платить отдельно за ТО и ТР и отдельно за проверку СПЗ, но тут уже ничего «не попишешь», так как проверка работоспособности СПЗ индивидуально регламентируется законом, отдельно аккредитовывается и обеспечивается специалистами. Само собой, за аккредитацию и за обучение специалистов надо платить учебным центрам и центрам аккредитации, и платить не только единовременно, но и за дальнейшее продление функций, т.е. это есть «доилка» регулярная. Ну и не удивительно, что затраты эти придется компенсировать конечному получателю услуг.

 

          По данным ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория», в 60% случаев, испытания систем противопожарной защиты на предприятиях показывают несоответствие фактических показателей нормативным требованиям по их работоспособности. Выявления таких фактов в ходе проверок надзорных органов влечет привлечение к ответственности руководителя. Предупредить такие нарушения и соответственно возникающие риски руководитель организации может путем правильной организации такой операции, как проверка работоспособности СПЗ.

проверка работоспособности СПЗ

           Представляет собой проверка работоспособности СПЗ  следующий комплекс действий:

  1. по определению фактических значений параметров работоспособности систем,
  2. по их сопоставлению с требованиями соответствующих нормативов.

Основа для этих действий — понятие работоспособности, которое используется во многих действующих нормативно-правовых актах и трактуется ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения» как способность объекта выполнять требуемые функции.

В отличие от рабочего состояния, работоспособное не обязательно подразумевает использование объекта в данный момент времени по назначению, а лишь констатирует такую потенциальную возможность. Термин «работоспособность» по своему объему значительно шире, чем, например, исправное состояние, ведь исправность обуславливается лишь соответствием всех требований производственной документации.

В случае неработоспособности система неспособна выполнять одну или более установленных назначением функций. Это может быть обусловлено как внутренними особенностями системы, так и не качественностью ее профилактического технического обслуживания. Отсюда, техническое обслуживание — это комплекс работ для поддержания объекта обслуживания в работоспособном и исправном состояниях.

Несмотря на то, что термины «техническое обслуживание» и «проверка работоспособности СПЗ» никогда официально тождественными не считались, долгое время эти работы в силу требований Постановления Правительства РФ от 25.04.12г. №390 «О противопожарном режиме» проводились единой компанией, имеющей лицензию МЧС России. Такая организация привела к тому, что руководитель предприятия для обеспечения требований ПБ заключал один договор на оказание услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию с поставщиком услуг, т.е. поручал и проверку работоспособности, и техническое обслуживание фактически одному и тому же исполнителю.

             Сложившаяся судебная практика, подтвердила, что именно исполнитель при оказании таких услуг обязан выявлять неисправности и несоответствия требованиям нормативных актов в области пожарной безопасности и предпринимать меры для устранения выявленных нарушений. Невыполнение таких действий трактовалось судьями как грубое нарушение лицензионных требований исполнителем и служило основанием для привлечения его к ответственности за административное правонарушение по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

 

проверка работоспособности СПЗ.1

В сентябре же 2016 года в Правила противопожарного режима были внесены изменения, в связи с чем, изменился Исполнитель выполнения функции проверки СПЗ. Правительство РФ сделало в пункте 61 отсылку к национальному стандарту по вопросу проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты. Стандарт появился спустя год (речь идет о ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования», далее — ГОСТ Р 57974-2017) и установил дополнительное требование к стороннему исполнителю проверки работоспособности — подтверждение компетенции в системе добровольной сертификации. Именно с этого момента вопрос о разделении понятий технического обслуживания и проверки работоспособности стал остро: специалисты пришли к выводу, что для технического обслуживания достаточно лицензии МЧС России, а для проверки работоспособности — «обязательно» наличие сертификата соответствия.

           Направлена проверка работоспособности СПЗ на соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в части недопущения превышения значений допустимого пожарного риска на предприятиях и в организациях. Такая проверка регламентирована пунктом 61 Правил противопожарного режима. Документ обязывает руководителя организовать проверку и оформить акт. При этом необходимо руководствоваться инструкцией на технические средства изготовителя систем и установок и национальными стандартами в этой области.

Говоря о стандартах как о регламентирующих документах, не следует упускать из вида их исключительно рекомендательный характер. Статья 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» утверждает, что применение национального стандарта обязательно для лица только в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, по общему же правилу, документы национальной системы стандартизации применяются в добровольном порядке.

             В упомянутом выше ГОСТ Р 57974-2017 к системам противопожарной защиты, которые подлежат проверке, относятся:

- АУПТ — автоматические и автономные установки пожаротушения;

- автономные устройства пожаротушения;

- АУПС — автоматические пожарные сигнализации;

- СОУЭ — системы оповещения и управления эвакуацией;

- системы дымоудаления;

- внутренние противопожарные водопроводы.

В документе также отражены общие требования и периодичность проведения проверок работоспособности, порядок их организации и требования к технической документации. В числе прочих документов ГОСТ Р 57974-2017 отсылает к следующим стандартам:

- ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения.

- ГОСТ 12.4.009-83 Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание.

- ГОСТ 27.002-2015 Межгосударственный стандарт. Надежность в технике. Термины и определения.

             Национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 выдвигает четкие требования к лицам (организациям и индивидуальным предпринимателям), уполномоченным участвовать в проверке работоспособности систем противопожарной защиты (далее — ППЗ) в качестве специалистов. Напомним, что организацией этого мероприятия занимается руководитель проверяемого предприятия, и именно на его плечи ложится ответственность за подбор квалифицированных участников. Обратите на это внимание – теперь отвечает перед законом не лицензированное предприятие, выполняющее работы по ТО и ТР систем ППЗ, а именно СОБСТВЕННИК!

               Согласно ГОСТ Р 57974-2017, в качестве специалиста альтернативно привлекается:

- штатный эксперт-аудитор;

- на договорной основе,  организация (или ИП), компетентность которого подтверждена системой добровольной сертификации.

               Понятие эксперта-аудитора, а именно эксперта в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) определено в статье 1 Ф.З. от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Таковым является должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обладающее специальными знаниями. При этом, как сообщает МЧС России, до настоящего момента порядок аккредитации таких экспертов не установлен, а в действующих документах разъяснений по этому поводу нет. Вместе с тем, в августе 2017 года МЧС России подготовлен Проект постановления Правительства РФ «Об аттестации экспертов в области оценки пожарного риска», который до сегодняшнего дня активно обговаривается учеными и практиками. Документ устанавливает, что аттестацию будет проводить территориальный орган МЧС России. Проект предусматривает:

- критерии аттестации;

- перечень документов, необходимых предоставить заявителю;

- сроки рассмотрения заявления;

- порядок проведения квалификационного экзамена;

- правила формирования реестра экспертов;

- порядок прекращения его полномочий.

                Таким образом, пока вопрос с подтверждением компетентности эксперта-аудитора остается открытым, руководителю организации ничего не остается, как обращаться к «лицу, компетенция, которого подтверждена системой добровольной сертификации». В этой связи стоит обратиться к Федеральному закону №184-ФЗ «О техническом регулировании»,  который предусматривает обязательное подтверждение соответствия только для продукции, в то время как работы и услуги являются объектами добровольного подтверждения, т.е. обязательному подтверждению не подлежат.

 

                Несмотря на это, определение, использованное в ГОСТ Р 57974-2017, не дает никакого другого варианта подтверждения компетентности, кроме как с помощью системы добровольной сертификации. Таким образом, термин «добровольность», в отсутствие альтернативы, по факту несет скорее «обязательный» характер.

                 Исходя из Перечня национальных стандартов, необходимых для применения и исполнения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 10.03.1009г. №304-Р, ГОСТ Р 57974-2017 в перечень «обязательных» стандартов до настоящего момента не внесен, однако это не означает, что изменения не могут произойти в ближайшее время. В связи со спецификой регулирования, в частности, в связи с ужесточением требований к привлекаемой экспертной организации, а также периодичности мероприятий, процедура проведения проверки работоспособности существенно усложнится. В этом случае под удар попадут, в первую очередь, представители малого и среднего бизнеса: теперь они обязаны будут организовывать не только техническое обслуживание, но и проверку работоспособности, с привлечением различных организаций (имеющих лицензию МЧС РФ и подтвердивших компетенцию в системе добровольной сертификации соответственно).

            Система добровольной сертификации — это система, созданная юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями для подтверждения соответствия товаров и услуг требованиям действующих нормативов.

            Реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации ведется на сайте Росстандарта. Сегодня в Реестре содержатся более 40 систем сертификации, в названиях которых прямо закреплено словосочетание «пожарная безопасность».

            Несмотря на это, сегодня, на сайте Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ) содержится утверждение о том, что «для проведения проверки работоспособности систем и элементов противопожарной защиты собственник может просто выбрать организацию, чья компетентность подтверждена в рамках НСОПБ». Таким образом, НСОПБ  позиционируется как единственная организация, которая может подтвердить компетентность лиц (как экспертной организации, так и экспертов-аудиторов) в системе добровольной сертификации на монопольной основе.

              Для этого экспертная организация должна содержать в штате как минимум:

- эксперты-аудиторы – 2 сотрудника;

- испытатели – 2 сотрудника;

- наличие испытательной лаборатории (инструменты и средства измерений, в соответствии с перечнем НСОПБ).

           Указанные специалисты  должны обладать высшим или средним профессиональным профильным образованием, иметь соответствующий стаж практической деятельности и пройти необходимую подготовку (обучение в учебных центрах НСОПБ). Кстати сказать, специалисты, подготовленные в иных учебных центрах иных систем аккредитации и имеющие аттестаты экспертов-аудиторов иных центров аккредитации, НСОПБ не рассматривает, как возможных специалистов. Иными словами, сторонние аккредитации для НСОПБ не документ, видимо потому, что за эти документы деньги плачены не в НСОПБ. По результатам проверки документов и в случае принятия решения об аккредитации (аттестации) экспертная организация получает Свидетельство об аккредитации (подтверждении компетентности) и утвержденные области оценки соответствия органа по сертификации и испытательной лаборатории, а эксперт — аттестат компетентности.На официальном сайте НСОПБ размещены письма МЧС России, Научного исследовательского Московского государственного строительного университета, ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», из которых делается вывод о необходимости и достаточности сертификата системы НСОПБ для оценки и подтверждения соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности систем и элементов противопожарной защиты.

         В этой связи,  обращаю Ваше внимание на существование, предусмотренного Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Нашумевшим примером применения этой статьи в практике Федеральной антимонопольной службы, является Предупреждение, вынесенное в отношении Минобнауки России по поводу письма, в котором были указаны хозяйствующие субъекты, действующие на рынке услуг по добровольной сертификации спортивного оборудования и инвентаря. Федеральная антимонопольная служба посчитала такие действия ограничением выбора хозяйствующих субъектов и созданием дискриминационных условий на рынке услуг по проведению добровольной сертификации.

Кроме этого, законодательством о защите конкуренции предусмотрены запреты на:

- недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение;

- недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения;

- злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Учитывая изложенное, действия и документы НСОПБ, определенно, подлежат правовой оценке Федеральной антимонопольной службой и другими уполномоченными организациями.

            В итоге, обращаю Ваше внимание на следующий ВАЖНЫЙ тезис. На рынке, в настоящее время существует не только единственный и не повторимый  НСОПБ, который пытается диктовать свои правила игры и создать ложную уверенность в собственниках, что именно НСОПБ тот единственный кто Вам нужен, и сумма более 150 тысяч рублей за аккредитацию экспертной организации – вполне обоснованна и не зыблема. На рынке есть и другие системы аккредитации с более скромными запросами (от 70 тысяч и меньше, в моменты проведения различных акций) и аккредитация этих систем ничем не отличается по функциональности, правам, законности и самодостаточности от аккредитации НСОПБ.

 

Национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 определяет следующую периодичность проверки работоспособности систем противопожарной защиты:

- один раз в квартал — для АУПС и СОУЭ;

- один раз в полгода — для систем противодымной защиты, АУПТ, а также внутреннего противопожарного водопровода.

Проверки работоспособности делятся на плановые — в соответствии с графиком и внеплановые — проводимые по необходимости. В ходе этого мероприятия изучению и оценке подлежат как непосредственно системы и установки, так и документы на них. Перечень необходимой для проведения проверки документации содержится в пункте 7.2 ГОСТ Р 57974-2017.

Существенно, что для проверки используется только аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений. Методика проверки базируется на межгосударственных и национальных стандартах, а также технической документации завода-изготовителя.

Долгое время для целей технического обслуживания и проверки работоспособности систем ППЗ использовались Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору), утвержденные Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору 3 июля 2014 года. Этот документ содержит краткое описание методов проверки отдельно для каждого вида систем и установок ППЗ.

В результате проверки комиссия составляет:

- акт проверки — если в состав комиссии входит эксперт-аудитор;

- сертификат соответствия или акт о наличии неисправностей — если проверка проводится экспертной организацией.

Форма акта проверки работоспособности содержится в Приложении № 19 к приказу МЧС России от 28 мая 2012 года № 292 «Об утверждении форм документов, используемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В акте указываются:

- данные проверяемого предприятия и эксперта;

- период проведения проверки;

- вид проверяемых систем ППЗ;

- перечень проведенных работ;

- результаты проверки, вывод о работоспособности или неработоспособности системы.

В случае же привлечения экспертной организации, по результатам проверки работоспособности предприятие получает сертификат соответствия, который регистрируется в Федеральном реестре государственного технического комитета по стандартизации и учитывается при формировании индикатора пожарного риска на объекте защиты. Последнее, безусловно, дает предприятию, привлекающему экспертную организацию, существенные преимущества и делает этот вариант организации более привлекательным.

Таким образом, проверка работоспособности ППЗ — это самостоятельная процедура, организовываемая руководителем предприятия с обязательным привлечением экспертов в области пожарной безопасности. Национальный стандарт в этой области настоятельно рекомендует пользоваться услугами специалистов, компетентность которых подтверждена в системе добровольной сертификации.

              На этом, статью «проверка работоспособности ППЗ» завершаю. Буду рад, если статья оказалась Вам интересной и полезной.

 

              Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших

группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

Мы в Одноклассниках – http://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook - https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – http://my.mail.ru/community/norma-pb/

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Рейтинг: 1

Оставить комментарий

Войти с помощью: