СП 113.13330.2023 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей». 1 часть.
Приветствую всех наших постоянных Читателей и коллег по цеху, а также всех, кто сегодня в первый раз посетил наш Сайт! Сегодня мы будем разбирать СП113.13330.2023г. «Стоянки автомобилей». Как понятно из названия, документ является актуализированной редакцией 2023 года документа СП113.13330.2016г. Последний перестает действовать с момента ввода в действие новой актуальной редакции. СП113.13330.2023г. «Стоянки автомобилей» утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 октября 2023 г. N718/пр., дата введения в действие – 6 ноября 2023г. Скачать документ можно из библиотеки нормативщика на нашем Сайте Норма П.Б. или просто перейдя по прямой ссылке СП113 стоянки автомобилей.
Данный документ не является нормативным пожарным, так как, пока на настоящее время, не включен в утвержденный Перечень документов, исполнение которых обеспечивает выполнение требований ФЗ-123. Однако, уточним, что документ зарегистрирован в Росстандарте, как ПЕРЕСМОТР СП 113.13330.2016г. «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей».
Документ не маленького объема. Разобьем его на две части, и опубликуем в двух статьях. Как обычно, особо значимые пункты и места в тексте документа я выделю красным цветов, а свои комментарии напишу синим шрифтом.
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений на территориях городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских и сельских населенных пунктов, предназначенных для стоянки (хранения) автомобилей, микроавтобусов и других мототранспортных и вело-транспортных средств, а также средств индивидуальной мобильности.
1.2 Настоящий свод правил не распространяется на гаражи, в которых предусмотрено проведение текущего ремонта и технического обслуживания автомобилей (за исключением мойки), на стоянки автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, на стоянки автомобилей, работающих на водороде и сжиженном природном газе, на стоянки автомобилей, использующихся для перевозки взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ. Запомните объекты-исключения на которые действия данного пункта не распространяется.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 внешний радиус (минимальный наружный габаритный радиус разворота): Минимальный радиус разворота автомобиля (или ½ минимального диаметра разворота). Определяют по колее внешнего переднего колеса автомобиля при развороте на 180° при вывернутом до упора руле.
3.1.2 въездная и выездная полосы: Габариты проезда в пределах проезжей части полосы движения автомобиля.
3.1.3 газобалонный автомобиль: Автотранспортное средство с двигателем, работающим на компримированном природном газе и сжиженном нефтяном газе, а также на комбинации газового и жидкого моторного топлива
3.1.4 гараж: Здание, сооружение или помещение для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств; может быть как частью здания (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением.
Вот обратите внимание – наряду с терминами «здание» и «помещение» используется термин «сооружение». А что такое «сооружение»? Смотрим и читаем из справочника той же Википедии: Сооруже́ние — объёмная, плоскостная или линейная строительная система, имеющая наземную, надземную и (или) подземную части, состоящая из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенная для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
То есть, обычная стоянка для хранения автомобилей с несущим покрытием (бетонная плита или асфальт или еще что-то), без ограждения или с ограждением (сетка рабица даже если) вполне может быть принята за гараж, в соответствии с определением, в рамках настоящего свода правил. Откровенно говоря, несколько сомнительное утверждение.
3.1.5 гибридный автомобиль: Транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
3.1.6 гостевая стоянка автомобилей: Часть здания, сооружения, открытая площадка, предназначенная для стоянки легковых автомобилей гостей жильцов дома. У меня появляется ощущения противоречия данного пункта и пункта 3.1.4.? Разве часть здания, сооружения, открытую площадку нельзя отнести к Сооружению и, соответственно, назвать «гараж»? Или здесь ключевое слово «гостевая»? Если собственник, значит «гараж», а если «гость», значит «гостевая стоянка»? Или гостевая стоянка может быть определена в объеме гаража? Как-то это все не конкретно сформулировано в отношении именно места расположения. Осторожнее с этим. Советую «перебдеть» при проектировании и применить требования более суровые, в связи с отношениями «гаража» и «гостевой стоянки» и «стоянки для автомобилей» наземной с конструкциями или без или обвалованной или еще какой-то. А то потом замучаетесь в суде доказывать разницу между этими определениями.
3.1.7 зарядные устройства (станции, колонки) для транспортных средств с электродвигателями: Оборудование, подключаемое к сети электроснабжения, выполняющее функции, необходимые для зарядки батареи электромобиля.
3.1.8 изолированная рампа: Рампа, изолированная от улицы и помещений стоянки автомобилей, в том числе помещений для хранения автомобилей.
3.1.9 колесоотбойные устройства: Ограждающие устройства, закрепленные на поверхности дорожного полотна или пола, предназначенные для ограничения движения колес автомобиля.
3.1.10 механизированная стоянка автомобилей: Стоянка автомобилей, в которой транспортирование автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляют с помощью механизированных устройств (без участия водителей).
3.1.11 микроавтобус: Автотранспортное средство с кузовом вагонного типа, вместимостью пассажиров более 8 человек, длиной до 5,5 м.
3.1.12 многорядная парковка автомобилей: Парковка, при которой машины устанавливаются одна за другой и выезд второй машины возможен только после выезда впереди стоящей. Обратите внимание, иногда вызывает различные споры стоянка автомобилей «в два ряда», но с возможностью выезда для каждого ряда – вперед для одних и ходом назад для других. Кто-то называет такую парковку многорядной. Однако, в соответствии с данным определением, это не так, поскольку выезд второй машины возможен без выезда впереди стоящей.
3.1.13 наземная стоянка автомобилей закрытого типа: Стоянка автомобилей с наружными ограждающими конструкциями.
3.1.14 наземная стоянка автомобилей открытого типа: Стоянка автомобилей, в которой не менее 50 % площади внешней поверхности наружных ограждений на каждом ярусе (этаже) составляют проемы, остальное – парапеты.
3.1.15 обвалованная стоянка автомобилей: Наземная или заглубленная стоянка автомобилей с обвалованными грунтом более 50 % наружными ограждающими конструкциями, выступающими выше уровня земли.
3.1.16 пандус: Наклонная конструкция, предназначенная для въезда-выезда автомобилей в наземных, подземных стоянках автомобилей.
3.1.17 плавучие стоянки автомобилей (дебаркадерные стоянки автомобилей): Плавучая пристань, причальное сооружение в виде судна или понтона, стационарно установленное (в речном порту) и предназначенное для стоянки легковых автомобилей.
3.1.18 плоскостная стоянка автомобилей открытого типа: Специальная площадка (без устройства фундаментов) для открытого или закрытого (с ограждением некапитальными конструкциями) хранения автомобилей и других средств индивидуальной мобильности.
3.1.19 подземная стоянка автомобилей: Стоянка автомобилей, все этажи которой при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.
3.1.20 полумеханизированная стоянка автомобилей: Стоянка, в которой транспортирование автомобилей в парковочное место осуществляется водителем с использованием механизированных устройств.
3.1.21 полуэтаж: Часть этажа здания или помещения, конструктивно выделенные по площади и высоте в пределах междуэтажного пространства, имеющие промежуточный повышающий (понижающий) пол.
3.1.22 помещение для хранения: Помещение, основным назначением которого является хранение автомобилей.
3.1.23 посадочный этаж стоянки автомобилей: Этаж, на котором водитель автомобиля садится (покидает) стоянку автомобилей.
П р и м е ч а н и е – Для механизированной стоянки автомобилей это этаж, на котором расположено помещение (бокс) приема/выдачи автомобиля водителю.
3.1.24 постоянное хранение автомобилей и других мототранспортных средств: Хранение автомототранспортных средств на стоянках автомобилей на закрепленных за автовладельцами машино-местах.
3.1.25 посты технического обслуживания и текущего ремонта: Участки или помещения с устройствами для обслуживания автомобилей.
3.1.26 рампа: Наклонная конструкция, предназначенная для перемещения автомобилей между уровнями стоянки автомобилей; рампа может быть открытой, т. е. не имеющей покрытия и полностью или частично стеновых ограждений, закрытой – со стенами (полностью или частично) и покрытием, защищающими ее от атмосферных осадков, или комбинированной, т. е. сочетать в себе прямолинейные и криволинейные участки.
3.1.27 стоянка автомобилей (паркинг): Здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т. п), а также средств индивидуальной мобильности.
3.1.28 хранение автомобилей боксового типа: Хранение автомобилей в отдельных боксах, выезд из которых осуществляется непосредственно наружу или на общий внутренний проезд.
3.1.29 хранение автомобилей манежного типа: Хранение автомобилей в общем зале с выездом на общий внутренний проезд.
3.1.30 электромобиль: Транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.
3.1.31 этаж подвальный: Этаж, отметка пола помещений которого расположена ниже планировочной отметки уровня земли более чем на половину высоты помещения.
3.1.32 этаж подземный: Этаж, отметка пола помещений которого расположена ниже планировочной отметки уровня земли на всю высоту помещений.
3.1.33 этаж цокольный: Этаж (помещения) с отметкой пола ниже планировочной отметки земли с наружной стороны стены на высоту не более половины высоты помещений.
Должен отметить, что в каждом своде правил раздел «термины и определения» очень важен, так как термины используются в каждом пункте свода правил, а вот применять или не применять требование пункта к Вашему объекту, зависит от того, соответствуют или нет признаки Вашего объекта признакам определяющего термина. Отличное знание и владения тонкостями терминологии частенько позволяет ушлым юристам избежать затратных выполнений требований, казалось-бы вполне законных и неоспоримых. Они просто аргументированно доказывают, что «я не я и лошадь не моя» и суд выносит решение в их пользу. Вот так. По-этому, в большей мере, качество разработки того или иного свода правил можно определить по соответствию терминов и определений в данном разделе терминам и определениям в иных нормативных и правоустанавливающих документах. А потому что, законы должны «дудеть в одну дуду» и не противоречить друг другу. Иногда даже сами себе противоречат. Вот вам и качество!
3.2 Сокращения
В настоящем своде правил использованы следующие сокращения:
КПП – контрольно-пропускной пункт;
МГН – маломобильные группы населения;
НКПРП – нижний концентрационный предел распространения пламени;
РНГП/МНГП – региональные (местные) нормативы градостроительного
проектирования;
СИМ – средства индивидуальной мобильности;
СОУЭ – система оповещения и управления эвакуацией;
СПГ – автомобили, работающие на водороде и сжиженном природном газе;
ТО – техническое обслуживание;
ТР – текущий ремонт.
4 Общие положения. Размещение стоянок автомобилей
4.1 В настоящем своде правил рассматриваются стоянки легковых автомобилей, микроавтобусов, мототранспортных и велотранспортных средств, СИМ с габаритами, приведенными в приложении А (далее – стоянки автомобилей).
4.2 Стоянки автомобилей на всех этапах жизненного цикла должны отвечать требованиям безопасности в соответствии с [1] Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
4.3 Стоянки автомобилей классифицируют с учетом их градостроительных, архитектурно-планировочных, конструктивных, функционально технологических решений и выполняют:
– приобъектными и перехватывающими стоянками автомобилей в соответствии с СП 42.13330;
– размещаемыми ниже и (или) выше уровня земли; в подвальных или цокольных этажах, с использованием покрытия зданий; на этажерках, открытых площадках, на незастроенной территории под проездами;
– одноэтажными и многоэтажными; отдельно стоящими; пристроенными к зданиям другого назначения или встроенными в них;
– открытого или закрытого типа;
– отапливаемыми или неотапливаемыми;
– боксового или манежного типа, включающими многорядную парковку автомобилей;
– модульными быстровозводимыми;
– включающими полуэтажи, пандусы, рампы, лифты для транспортирования автомобилей;
– механизированным, полумеханизированными;
– плавучими (дебаркадерными);
– обвалованными;
– имеющими в составе помещения для технического обслуживания автомобилей или без них.
4.4 Размещение стоянок автомобилей на территории городских и сельских поселений, размеры их земельных участков следует предусматривать с учетом требований СП 42.13330, СП 396.1325800, [10], СП 4.13130, настоящего свода правил с учетом РНГП/МНГП.
Стоянки автомобилей могут быть размещены в зданиях ниже и (или) выше уровня земли, состоять из подземной и наземной частей (подземных и наземных этажей, в том числе с использованием крыши этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться в наземных или в подземных, подвальных, цокольных этажах, а также размещаться на открытых площадках.
4.5 Стоянки автомобилей в границах водоохранных зон водных объектов следует размещать в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие [5, статья 65, часть 15, пункт 4], и при условии оборудования таких стоянок сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, согласно требованиям [5, статья 65, часть 16]. [5] Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации»
В целях защиты от загрязнения подземных вод водоносных горизонтов, используемых для централизованного водоснабжения, размещение стоянок автомобилей в границах зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения следует осуществлять согласно [11] и [12].
[11] СанПиН 2.1.4.1110–02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения
[12] СанПиН 2.1.3684–21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
4.6 Стоянки автомобилей закрытого типа для газобаллоных автомобилей, а также автомобилей с двигателями, работающими на комбинации газового и жидкого моторного топлива, следует размещать с учетом 5.12, 5.13 и 6.2.
4.7 Расстояния от открытых стоянок автомобилей и паркингов до других зданий и сооружений следует принимать в соответствии с [10, таблица 7.1.1] и 6.2. [10] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200–03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов
4.8 Расстояние от въезда-выезда и вентиляционных шахт наземных, подземных, обвалованных стоянок автомобилей до окон жилых домов, территорий общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, медицинских организаций, площадок отдыха и другого назначения следует принимать в соответствии с пунктами 7.5, 11.34 СП 42.13330.2016 и разделом 9 настоящего свода правил.
4.9 Для подземных, полуподземных, обвалованных стоянок автомобилей, размещенных в жилых и общественных зданиях, расстояния от въезда-выезда до жилого или общественного здания, в которых размещена стоянка автомобилей, не регламентируются. Отметьте – не регламентируется именно, до здания в котором размещена стоянка, а не для каких либо соседних зданий.
4.10 Для автомобилей МГН следует предусматривать машино-места согласно СП 59.13330.
4.11 В подвальных и цокольных этажах вновь строящихся жилых домов устройство встроенных и встроенно-пристроенных стоянок автомобилей следует выполнять с соблюдением условий [12].
4.12 Въезды-выезды со стоянок автомобилей должны быть обеспечены хорошим обзором и расположены так, чтобы все маневры автомобилей осуществлялись без создания помех пешеходам и движению транспорта на прилегающей территории. Расчет видимости приведен в ГОСТ Р 58653.
4.13 Въезды-выезды со стоянок автомобилей следует предусматривать на проезды или улицы и дороги местного значения при условии обеспечения безопасности дорожного движения и беспрепятственного пропуска транзитного транспортного потока. Автомобили, ожидающие возможности въехать на стоянку автомобилей или выехать с нее, не должны создавать помех движению пешеходов, велосипедистов, пользователей СИМ.
4.14 Устройство проездов и подъездов к стоянкам автомобилей должно отвечать требованиям [3, статья 90], СП 4.13130, СП 42.13330, СП 396.1325800, СП 18.13330, СП 19.13330, СП 476.1325800. [3] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
5 Требования к объемно-планировочным решениям
5.1 Вместимость стоянок автомобилей рассчитывается в соответствии с габаритами машино-мест, приведенными в приложении А.
5.2 Правила подсчета общей площади стоянки автомобилей, площади этажа, площади застройки, количества этажей, строительного объема приведены в СП 118.13330.
При подсчете количества надземных этажей здания не учитывается открытая стоянка автомобилей на эксплуатируемой кровле без установки навеса. При устройстве навеса она включается в число надземных этажей. Обратите внимание – это очень важный момент. Многие думают так – ну подумаешь, небольшой навес, чтобы снег с авто не обметать. А это скажется на этажности здания!
Для многоэтажных стоянок автомобилей с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей, деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей.
Установка временных укрытий для автомобилей на эксплуатируемой кровле не допускается. Это, я так понимаю, относится ка различным сборным конструкциям, типа «ракушка» – авто заезжает, ракушка расправляется и авто в «панцире».
5.3 Парковку автомобилей осуществляют:
а) с участием водителей – по пандусам, рампам или с использованием грузовых лифтов;
б) без участия водителей – механизированными устройствами (механизированные стоянки). Для перемещения автомобилей до мест хранения по вертикали и (или) горизонтали применяют независимое парковочное оборудование следующих типов: ротор, пазл, карт, круговое, мультиярусное, лифтовое, интегрированное и др.;
в) с участием водителей и с помощью механизированных устройств (зависимые или независимые полумеханизированные стоянки).
Стоянки автомобилей, обустройство их парковочных пространств знаками и разметкой должны отвечать требованиям ГОСТ Р 52289.
5.4 Параметры мест для хранения автомобилей, пандусов, расстояния между автомобилями на местах хранения, а также между автомобилями и конструкциями здания принимаются по приложению А, ширина проездов и параметры рамп устанавливаются проектом в зависимости от типа (класса) автомобилей, способа хранения, габаритов автомобилей, их маневренности и расстановки в соответствии с приложением А.
5.5 Места паркования автомобилей, не пригодные для размещения автомобилей (недостаточная высота, наличие выступающих конструкций или элементов инженерных систем, неудобный въезд и т. п.), рекомендуется использовать для хранения мототранспорта, велосипедов и СИМ, с учетом габаритов мототранспортных средств, приведенных в приложении А. Парковочные места для мототранспорта, велосипедов и СИМ следует обозначать специальными знаками.
Допускается размещение мест для хранения велосипедов, мопедов на участках высотой не менее 1,6 м, в том числе под рампами, в габаритах, приведенных в приложении А.
При габаритах мототранспортных средств и СИМ, превышающих приведенные в приложении А (например, мотоцикл с коляской), места их хранения должны соответствовать требованиям к местам хранения автомобилей.
5.6 Габариты машино-места для автомобилей инвалидов, пользующихся креслами-колясками, следует принимать (с учетом минимально допустимых зазоров безопасности) 6,0×3,6 м с учетом требований пунктов 5.2.2–5.2.4 СП 59.13330.2020.
Оборудование для зарядки электромобилей, устанавливаемое рядом с местами парковки транспорта МГН, должно соответствовать эргономическим требованиям подраздела 6.4 СП 59.13330.2020.
5.7 В стоянках автомобилей рекомендуется предусматривать служебные помещения для обслуживающего персонала (помещение охраны, контрольные и кассовые пункты, санитарные узлы, в том числе приспособленные для МГН), сети и помещения инженерно-технического обеспечения, пассажирские лифты, помещения мойки, кладовые для хранения автомобильных шин. Их состав и размеры площадей определяются проектом в соответствии с заданием на проектирование.
5.8 Размещение торговых помещений (лотков, киосков, ларьков и т. п.) непосредственно в помещениях стоянок автомобилей не допускается.
5.9 В стоянках автомобилей допускается предусматривать места разгрузки автомобилей в отдельных помещениях, изолированных от помещений паркования автомобилей согласно 6.2. Въезд в указанные помещения при количестве мест разгрузки не более двух допускается осуществлять через помещения, где паркуются автомобили.
Планировочное решение должно исключать возможность складирования товаров, тары и др. в помещениях парковки автомобилей.
П р и м е ч а н и е – По заданию на проектирование допускается периодическая разгрузка/выгрузка материалов владельцев личного транспорта перед тамбур-шлюзами лифтовых холлов в помещении стоянок автомобилей жилых зданий. Обратите внимание на данный пункт, сравнительно новый. Поскольку данный свод правил не регламентирует стоянки для больше-грузовых автомобилей (с разрешенной максимальной массой более 3,5 т), речь идет именно о разгрузке легковых автомобилей или автомобилей типа «Газель».
5.10 На стоянках автомобилей с 50 машино-местами и более при основном въезде-выезде по заданию на проектирование рекомендуется предусматривать КПП (помещения для уборочной техники, обслуживающего персонала, туалета и т. п.), оборудованную площадку для размещения первичных средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты и пожарного инструмента [7]. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»
5.11 В помещениях хранения легковых автомобилей манежного типа для выделения постоянно закрепленных машино-мест индивидуальных владельцев допускается применение ограждения (в виде сетки) из негорючих (НГ) материалов. Пункт не новый, но важный – именно СЕТКА, а не металлошифер или что-то подобное, даже не горючее. Должно быть видно, что находится там внутри, на машиноместе!
5.12 Предусматривать стоянки для размещения газобаллонных автомобилей не допускается:
– в подземных этажах стоянок автомобилей;
– в цокольном и наземных этажах стоянок автомобилей закрытого типа, размещаемых в зданиях иного назначения;
– в цокольном и наземных этажах стоянок автомобилей закрытого типа с неизолированными рампами;
– при хранении автомобилей в боксах, не имеющих непосредственного выезда наружу, многоэтажных отдельно стоящих гаражей-стоянок.
5.13 Стоянки автомобилей закрытого типа для газобаллонных автомобилей должны предусматриваться в отдельно стоящих зданиях и сооружениях степени огнестойкости I, II, III, IV классов конструктивной пожарной опасности С0.
Газобалонные автомобили разрешается парковать на верхних этажах стоянок автомобилей. Размещение мест хранения газобаллонных автомобилей на этажах стоянок автомобилей открытого типа, в том числе механизированных, не регламентируется.
5.14 Парковочные места для МГН рекомендуется предусматривать на первом наземном этаже наземных стоянок автомобилей и не ниже первого (верхнего) подземного этажа подземных стоянок автомобилей.
5.15 Допустимое количество этажей для наземных и подземных стоянок автомобилей следует принимать с учетом их степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности по подразделам 6.3 и 6.4 СП 2.13130.2020.
5.16 Многоэтажные стоянки автомобилей высотой более 10 м должны иметь не менее двух выходов на кровлю. Выходы на кровлю должны отвечать требованиям СП 4.13130.
5.17 Высота помещений хранения автомобилей, а также расстояние от пола до низа выступающих строительных конструкций, инженерных коммуникаций или подвесного оборудования в местах проезда автомобилей, высота над рампами и воротами должны быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого автомобиля, но не менее 2 м. При этом классы размещаемых автомобилей указывают в задании на проектирование. Высота проходов на путях эвакуации людей должна быть не менее 2 м.
5.18 В многоэтажных стоянках автомобилей должна быть предусмотрена гидроизоляция по СП 29.13330 от проникновения сточных вод и других жидкостей. Продольные и поперечные уклоны полов каждого этажа, расположение трапов и лотков должны предусматриваться так, чтобы исключалось попадание жидкостей на рампу, шахту лифта и этажи, расположенные ниже.
5.19 Уклон наклонных междуэтажных перекрытий должен быть не более 6 %.
5.20 В зданиях многоэтажных стоянок автомобилей лифты должны соответствовать требованиям ГОСТ 34756.
Количество пассажирских лифтов принимается из расчета один стационарный лифт на каждые 100 автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого, с учетом требований раздела 6 и ГОСТ 34758.
Размеры кабины и шахты, двери шахты и кабины грузового лифта следует предусматривать согласно ГОСТ 8823. Размеры кабины пассажирского лифта (одного из пассажирских лифтов) должны обеспечивать транспортирование МГН, пользующихся креслами-колясками, в соответствии с ГОСТ 33652.
5.21 В стоянках автомобилей, встроенных в здания другого назначения, общие лестничные клетки и общие лифтовые шахты следует предусматривать в соответствии с 6.2.
5.22 В многоэтажных зданиях стоянок автомобилей для перемещения автомобилей следует предусматривать рампы, пандусы, наклонные междуэтажные перекрытия, специальные автомобильные лифты (по ГОСТ 33984.1), или механизированные устройства.
При использовании конструкций с непрерывным спиральным полом каждый полный виток следует рассматривать как ярус (этаж). Вот здесь кроется очень значимый момент. С одной стороны, высота этажа стоянки ограничена. С другой стороны, градус наклона междуэтажного перекрытия ограничен. Отсюда, расчетный радиус непрерывного спирального пола получается достаточно велик, что сказывается на «скрадывании» полезной площади каждого этажа стоянки. И два витка спирали на каждый этаж организовать нельзя, так как каждый виток будет считаться уже ярусом (этажом). А ведь этажность стоянки не безразмерна. Вот здесь придется тщательно считать.
5.23 Число рамп и число необходимых въездов-выездов соответственно на стоянках автомобилей должны приниматься в зависимости от числа автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого (для подземных стоянок – на всех этажах), с учетом режима работы стоянки автомобилей, расчетной интенсивности движения и планировочных решений по его организации.
Тип и число рамп должны приниматься при числе автомобилей:
а) до 100 – одна однопутная рампа с применением соответствующей сигнализации или одна двухпутная рампа;
б) до 1000 – одна-две двухпутные рампы или две-три однопутные рампы;
в) свыше 1000 – две-три двухпутные рампы или другое равноценное сочетание рамп.
Въезд-выезд из подземной встроенной стоянки автомобилей, а также въезд-выезд из лифта для транспортирования автомобилей следует предусматривать непосредственно наружу или через стоянку автомобилей на первом или цокольном этаже по проезду вне участков расположения автомобилей.
5.24 Ширина маршей и площадок эвакуационных лестничных клеток, площадок и лестниц 3-го типа должна быть не менее 1 м.
5.25 В наземных стоянках автомобилей закрытого типа допускается устройство неизолированных рамп в соответствии с требованиями 6.2.
Устройство общей неизолированной рампы между подземными и надземными этажами стоянки автомобилей не допускается.
5.26 Рампы и пандусы в стоянках автомобилей должны соответствовать следующим требованиям:
а) продольный уклон прямолинейных рамп по оси полосы движения в закрытых неотапливаемых и открытых стоянках должен быть не более 18 %, криволинейных рамп – не более 13 %, комбинированных рамп – прямолинейных участков с уклоном до 18 % и криволинейных участков с уклоном до 13 %, продольный уклон открытых (не защищенных от атмосферных осадков) рамп – не более 10 %.
При подогреве или других инженерных решениях, устраняющих обледенение проезжей части рампы, уклон открытых рамп должен быть, как для закрытых рамп;
б) поперечный уклон рамп должен быть не более 6 %;
в) на рампах с пешеходным движением должен быть предусмотрен тротуар шириной не менее 0,8 м с бордюром высотой не менее 0,1 м;
г) сопряжение рампы с горизонтальными участками пола должно быть плавным (без уступов), а расстояние от низших точек днища автомобиля до пола (клиренс) должно быть не менее 0,1 м;
д) минимальная ширина проезжей части рамп: прямолинейной и криволинейной – 3,5 м;
е) минимальная ширина въездной и выездной полос участка, прилегающего к рампе, определяется графическим способом в зависимости от класса автомобиля (приложение А) или задания на проектирование;
ж) минимальный внешний радиус криволинейных участков – 7,4 м.
П р и м е ч а н и е – Внешний радиус криволинейных участков уточняется заданием на проектирование в зависимости от класса автомобиля.
5.27 При транспортировании автомобилей грузовыми лифтами (подъемниками) вместимость подземных и наземных стоянок автомобилей не должна превышать 100 машино-мест.
При размещении стоянок автомобилей на двух и более этажах необходимо устанавливать не менее двух грузовых лифтов в шахтах, ограждающие конструкции которых должны быть с пределами огнестойкости не менее пределов огнестойкости междуэтажных перекрытий. Двери лифтовых шахт грузовых лифтов должны иметь предел огнестойкости согласно [3].
[3] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
5.28 Въезд-выезд из подземных этажей стоянок автомобилей через парковочные места зоны хранения автомобилей на первом или цокольном этаже не допускается.
5.29 Для выхода на рампу или в смежный пожарный отсек вблизи ворот или в воротах следует предусматривать противопожарную дверь (калитку) согласно требованиям СП 1.13130.
5.30 В помещениях для хранения автомобилей в местах въезда-выезда на рампу или в смежный пожарный отсек, по контуру этажей открытых стоянок автомобилей и стоянок автомобилей с полуэтажами, а также на покрытии (при размещении там стоянки автомобилей) должны предусматриваться мероприятия по предотвращению возможного растекания топлива (устройство пандусов-порогов, лотки для стекания топлива и др.).
5.31 В многоэтажных подземных и наземных стоянках автомобилей разрешается выполнять транзитный проезд из рампы в рампу через помещение для хранения автомобилей.
5.32 Тип покрытия полов стоянок автомобилей в зависимости от вида и интенсивности механических и тепловых воздействий с учетом специальных требований к полам назначают в соответствии с требованиями СП 29.13330. Покрытие полов стоянки автомобилей должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов, масел и противогололедных реагентов по СП 28.13330 и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений.
Покрытие полов рамп, пандусов и пешеходных дорожек на них должно быть из материалов, исключающих скольжение.
5.33 Лифты стоянок автомобилей, кроме лифтов для транспортирования подразделений пожарной охраны, должны быть оборудованы автоматическими устройствами, обеспечивающими их подъем (опускание) при пожаре на основной посадочный этаж, открывание дверей и последующее отключение в соответствии с ГОСТ 34442.
5.34 При стоянках автомобилей постоянного хранения (кроме размещаемых под жилыми домами), рассчитанных на более чем 200 машино-мест, по заданию на проектирование предусматривают мойку автомобилей с очистными сооружениями и оборотной системой водоснабжения. Проектировать такие стоянки автомобилей следует в соответствии с СП 32.13330.
5.35 Число постов и тип мойки (ручная или автоматическая) принимаются из условия организации одного поста на 200 машино-мест и один пост на каждые последующие полные и неполные 200 машино-мест и устанавливаются в задании на проектирование.
5.36 Допускается вместо устройства мойки использование моечных пунктов, располагающихся в радиусе не более 400 м от проектируемого объекта.
5.37 В подземных стоянках автомобилей допускается размещать не ниже первого (верхнего) этажа мойку автомобилей, помещения технического персонала, насосные пожаротушения, трансформаторные подстанции только с сухими трансформаторами.
Размещение других технических помещений подземной стоянки автомобилей (автоматические насосные станции для откачки воды при тушении пожара и других утечек воды, водомерные узлы, помещения электроснабжения, вентиляционные камеры, тепловые пункты и др.) не регламентируется.
5.38 При использовании крыши здания стоянки автомобилей к покрытию устанавливают те же требования, что и для перекрытий стоянки автомобилей.
5.39 Крыши подземных, полуподземных, закрытых обвалованных и наземных стоянок автомобилей рекомендуется выполнять с эксплуатируемой или озелененной кровлей с учетом требований СП 17.13330, СП 82.13330, ГОСТ Р 58875 и 7.1.6.
Высоту ограждения эксплуатируемой и озелененной кровли следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 17.13330.
Эвакуация с эксплуатируемых кровель должна обеспечиваться в соответствии с требованиями СП 1.13130.
5.40 Вдоль стен, к которым автомобили устанавливаются торцевой и продольной сторонами, а также с обеих сторон проезжей части рампы следует предусматривать колесоотбойные устройства, в том числе в виде ограждений из полимерных материалов, высотой не менее 0,1 м и шириной 0,15 м.
Колесоотбойные устройства рекомендуется изготовлять из бетона, металла, или полимерных материалов, а также из полимерных материалов (высокопрочных композитных материалов с высокой устойчивостью к износу и разрушениям).
В колесоотбойных устройствах (тротуарах) допускается располагать воздуховоды для удаления воздуха из нижней зоны этажа.
При установке колесоотбойного устройства, в том числе ограждения из полимерных материалов, расстояние от стены до грани колесоотбойного устройства со стороны автомобиля должно быть не менее: 0,4 м при установке автомобилей параллельно стене; (0,3 + r), где r – расстояние от автомобиля до стены, принимаемое согласно приложению А в зависимости от схемы расстановки при установке автомобилей перпендикулярно к стене.
Для двухпутной рампы предусматривается также средний барьер высотой 0,15 м и шириной 0,2 м, разделяющий проезжие части.
На рампах с пешеходным движением вместо одного из колесоотбойных устройств с внутренней стороны рампы предусматривается тротуар шириной 0,8 м.
5.41 В стоянках с парковочными местами, закрепленными за владельцами, допускается многорядная парковка двух машин, принадлежащих одной семье или одному владельцу, при соблюдении расстояний согласно приложению А и при включении такого размещения парковочных мест в задание на проектирование.
6 Обеспечение надежности и безопасности
6.1 Требования к конструктивным решениям
6.1.1 Основания и несущие конструкции стоянки должны быть запроектированы согласно [3], ГОСТ 27751, СП 2.13130, СП 16.13330, СП 20.13330, СП 63.13330 и СП 70.13330.
Конструкции должны быть рассчитаны на действие нагрузок от собственного веса и конструкций, которые на них опираются, снеговых и ветровых нагрузок, нагрузок от транспортного и инженерного оборудования в соответствии с СП 20.13330, с учетом восприятия воздействия от опасных геологических процессов в районе строительства.
6.1.2 Конструкции должны обладать нормативными по ГОСТ 27751 долговечностью и надежностью, в том числе с учетом возможности возникновения опасных аварийных ситуаций.
6.1.3 Проектирование здания (сооружения) при действии особых нагрузок и воздействий на строительные конструкции требуется выполнять согласно СП 296.1325800 и заданию на проектирование.
6.1.4 При проектировании стоянок автомобилей, возводимых в районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов, необходимо соблюдать требования раздела 9 СП 14.13330.2018.
6.1.5 Для обеспечения требуемых ГОСТ 27751 долговечности и надежности строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и оборудования следует обеспечить условия эксплуатации согласно СП 467.1325800, СП 255.1325800, СП 336.1325800, СП 347.1325800, а также СП 304.1325800 (при наличии большепролетных конструкций).
6.1.6 В зданиях большой протяженности должны предусматриваться температурно-усадочные, осадочные и антисейсмические швы в зависимости от их объемно-планировочных решений и природно-климатических условий района строительства.
6.1.7 Для ремонта и очистки остекления окон и фонарей, в случаях, когда применение передвижных или переносных напольных инвентарных приспособлений (приставных лестниц, передвижных площадок, телескопических подъемников) невозможно, необходимо предусматривать стационарные устройства, обеспечивающие безопасное выполнение указанных работ.
6.1.8 При дистанционном и автоматическом открывании ворот должна быть обеспечена также возможность открывания их во всех случаях вручную.
6.1.9 Уклон маршей в лестничных клетках следует принимать не более 1:2; ширину проступи – не менее 0,3 м; для подвальных этажей и чердаков допускается принимать уклон маршей лестниц не более 1:1,5; ширину проступи – не менее 0,26 м.
Число подъемов в одном марше между площадками должно быть не менее трех и не более 18.
6.1.10 На кровлях с уклоном до 12 % включительно в зданиях с высотой до карниза или верха парапета более 10 м, а также на кровлях с уклоном более 12 % в зданиях высотой до низа карниза более 7 м следует предусматривать ограждения в соответствии с требованиями пункта 4.2 ГОСТ Р 53254–2009. Независимо от высоты здания ограждения, соответствующие требованиям ГОСТ Р 53254, следует предусматривать на эксплуатируемых кровлях.
По периметру эксплуатируемой кровли, в том числе используемой для стоянки автомобилей, на крыше должен быть предусмотрен парапет высотой не менее 1,2 м, а в местах детских игровых и спортивных площадок – сетчатое ограждение над ним высотой не менее 1,0 м. На верхней грани парапета следует предусматривать защитный фартук или парапетные плиты.
В зданиях с внутренними водостоками в качестве ограждения на неэксплуатируемой кровле допускается использовать парапет. При высоте парапета менее 0,6 м его следует дополнять решетчатым ограждением до высоты 0,6 м от поверхности кровли.
6.1.11 На кровлях с наружным неорганизованным и организованным водостоком следует устанавливать снегозадерживающие устройства в соответствии с СП 17.13330.
На скатных кровлях следует предусматривать элементы безопасности (крюки, элементы для крепления страховочных тросов, приспособления для передвижения по крыше) в соответствии с ГОСТ Р 58405.
6.1.12 Элементы молниезащиты следует проектировать в соответствии с [8].
[8] ПУЭ Правила устройства электроустановок (7-е изд.)
6.1.13 Кровли отапливаемых зданий следует выполнять с внутренним водостоком.
Допускается устройство кровель с наружным организованным водостоком в отапливаемых и неотапливаемых зданиях при условии выполнения мероприятий, препятствующих образованию сосулек и наледей с учетом требований СП 76.13330, ГОСТ Р МЭК 60800. В отапливаемых и неотапливаемых одноэтажных зданиях высотой не более 8 м кровли при площади не более 150 м2 могут выполняться без устройства организованного водостока и без мероприятий, препятствующим образованию сосулек и наледей. В этих зданиях над входной дверью и воротами необходимо устройство защитного козырька. Он должен
закрывать входную площадку или ширину проезда и быть рассчитан на снеговую нагрузку, соответствующую климатической зоне строительства.
6.2 Требования пожарной безопасности
6.2.1 Противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до наземных, наземно-подземных зданий, сооружений стоянок автомобилей следует принимать в соответствии с пунктом 4.3 и таблицей 1 СП 4.13130.2013, как до зданий складского назначения. Противопожарные расстояния между зданиями стоянок автомобилей, а также до зданий, сооружений производственного, складского назначения следует принимать в соответствии с требованиями, предусмотренными для зданий на территориях производственных предприятий, в соответствии с разделом 6 СП 4.13130.2013.
В случае пристраивания стоянок автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям противопожарные расстояния от указанных пристроек до соседних зданий и сооружений должны определяться, как от стоянки автомобилей. От зданий со встроенными стоянками автомобилей противопожарные расстояния определяются исходя из функционального назначения основного здания. Обратите внимание на различие результата, в зависимости от статуса «пристроена» и «встроена».
6.2.2 Требуемую степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности, допустимые этажность и площадь этажа в пределах пожарного отсека для зданий или сооружений стоянок автомобилей следует принимать в соответствии с СП 2.13130 и с учетом 5.2.
Если пожарный отсек включает в себя наземные и подземные этажи, площадь этажа в пределах пожарного отсека следует определять отдельно для подземных и наземных этажей.
6.2.3 Стоянки автомобилей допускается встраивать в здания других классов функциональной пожарной опасности (кроме Ф1.1 и Ф4.1, а также Ф5 категорий А и Б по взрывопожарной опасности), степеней огнестойкости I и II классов конструктивной пожарной опасности С0 и С1. При этом стоянки автомобилей (включая механизированные) должны выделяться в отдельный пожарный отсек противопожарными преградами в соответствии с СП 2.13130, имеющий степень огнестойкости не менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются.
6.2.4 Пристроенные стоянки автомобилей (включая механизированные) к зданиям других классов функциональной пожарной опасности должны отделяться от этих зданий противопожарными стенами 1-го типа. В зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.4 пристроенные стоянки автомобилей владельцев дома следует отделять противопожарными стенами 2-го типа или перегородками 1-го типа.
6.2.5 В зданиях класса Ф1.4 всех степеней огнестойкости встроенная стоянка автомобилей должна отделяться конструкциями с пределом огнестойкости не ниже (R)EI
Дверь между стоянкой автомобилей и жилыми помещениями должна быть противопожарной с пределом огнестойкости не ниже EI 30 (с уплотнением в притворах и устройством для самозакрывания) и не должна выходить непосредственно в спальное помещение.
6.2.6 Для стоянок автомобилей, пристроенных или встроенных в жилые и общественные здания (кроме зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.4), в целях ограничения распространения пожара следует предусмотреть одно из следующих мероприятий:
– обеспечить расстояние от проемов помещений для хранения автомобилей и проемов рамп до низа ближайших вышележащих оконных проемов здания другого назначения не менее 4 м или заполнение указанных оконных проемов предусмотреть противопожарным с пределом огнестойкости не менее Е 15;
– предусмотреть над проемами помещений для хранения автомобилей и проемами рамп глухие козырьки либо балконы, лоджии или галереи с ограждающими конструкциями из материалов группы горючести не ниже Г1, выступающие от плоскости стены не менее чем на 1 м и перекрывающие ширину проема с каждой стороны не менее чем на 0,5 м.
Во всех указанных случаях участки наружных стен с внешней стороны на расстоянии 4 м от краев проемов помещений для хранения автомобилей и закрытых рамп должны иметь класс пожарной опасности К0, с применением облицовки, отделки и теплоизоляции из материалов группы горючести не ниже Г1. Конечно, первый вариант предлагаемых мероприятий сложно выполним, так как противопожарные окна представляют собой глухое остекление мало кто порадуется жить в квартире с таким окном. Второй вариант предпочтительнее, хотя требует строительства дополнительных строительных элементов.
6.2.7 Для встроенных или пристроенных стоянок автомобилей сообщение с частью здания общественного назначения в пределах этажа следует предусматривать с устройством тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
В зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 сообщение стоянки автомобилей с жилой частью в пределах этажа не допускается, а с помещениями классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф4.1, размещенными в зданиях иного функционального назначения, как в пределах этажа, так и посредством общих лестничных клеток и лифтов не допускается. Обратите внимание на данный абзац это важно. Остальное, как бы осталось все то же самое.
Сообщение между смежными пожарными отсеками стоянок автомобилей, а также между пожарными отсеками стоянок автомобилей и другими отсеками класса функциональной пожарной опасности Ф5 следует предусматривать через проемы с противопожарным заполнением 1-го типа.
6.2.8 Для обеспечения вертикальной функциональной связи стоянки автомобилей и частей здания жилого и общественного назначения следует предусматривать выходы из лестничных клеток и лифтовых шахт стоянки во входной вестибюль здания другого значения, с устройством на этажах стоянки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
6.2.9 Допускается предусматривать сообщение стоянки автомобилей не только с входным вестибюлем, но и с другими частями жилого или общественного здания (в том числе минуя входной вестибюль) посредством общих лестничных клеток и лифтов при выполнении следующих условий.
Пределы огнестойкости шахт лифтов должны составлять не менее REI 120, а дверей шахт лифтов – не менее EI 60. Выходы из лифтов в помещения хранения автомобилей следует предусматривать одним из следующих способов:
– через тамбур-шлюзы 1-го типа с обеспечением раздельной подачи наружного воздуха в такие тамбур-шлюзы, а также в надземную, подземную часть общих лифтовых шахт. При этом расход воздуха, подаваемого в тамбур-шлюзы, следует рассчитывать для условия обеспечения средней скорости истечения воздуха через открытые двери этих тамбур-шлюзов не менее 1,5 м/с, а двери таких тамбур-шлюзов должны быть в дымогазонепроницаемом исполнении;
– через парно-последовательно расположенные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре, без организации подпора воздуха в объем общих лифтовых шахт.
Для общих лестничных клеток следует предусматривать устройство на всех этажах стоянки автомобилей перед входами (выходами) в лестничные клетки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре, а также подпора воздуха в объем общих лестничных клеток отдельными системами. В зданиях высотой не более 28 м допускается предусматривать устройство парно-последовательно расположенных тамбур-шлюзов на этажах стоянки с подпором воздуха при пожаре, без организации подпора воздуха в объем общих лестничных клеток.
6.2.10 В наземных закрытых стоянках автомобилей высотой более 15 м и подземных стоянках, имеющих три подземных этажа и более, следует предусматривать в каждом пожарном отсеке, за исключением пожарных отсеков, содержащих только рампы без хранения автомобилей, лифт для транспортирования пожарных подразделений, соответствующий требованиям ГОСТ Р 53296.
6.2.11 Категории зданий и помещений стоянок автомобилей (за исключением пристроенных (встроенных) к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.4) по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять расчетом в соответствии с СП 12.13130. При этом помещения хранения транспортных средств, работающих на бензине и дизельном топливе, гибридных и электромобилей следует относить к
пожароопасным категориям и расчет проводить в соответствии с приложением Б СП 12.13130.2009.
Помещения хранения автомобилей с наличием газобаллонных автомобилей (в том числе при совместном хранении с автомобилями, работающими на бензине или дизельном топливе, гибридными и электромобилями) следует относить к пожароопасным категориям, если свободный объем помещения, м3, определяемый по пункту 4 СП 12.13130.2009 превышает допустимый, определяемый по формуле
доп = 17,92 ∙ ∙ т ∙ , (1)
где m – масса газа (определяемая по СП 12.13130), которая может поступить в помещение при аварии топливной системы автомобиля, кг;
Hт – удельная теплота сгорания топлива, МДж/кг;
Z – коэффициент участия горючих газов и паров в горении (по СП 12.13130).
Если свободный объем помещения хранения транспортных средств с наличием газобаллонных автомобилей меньше минимально допустимого, определенного по формуле (1), то оно должно быть оборудовано:
– непрерывно действующей системой автоматического контроля загазованности с установкой сигнализаторов до взрывоопасных концентраций газов и паров;
– аварийной вентиляцией кратностью, определяемой расчетом, но не менее пяти объемов в час со 100 %-ным резервированием вентиляторов;
– электроснабжением аварийной вентиляции по первой категории надежности электроснабжения ([8, глава 1.2]).
[8] ПУЭ Правила устройства электроустановок (7-е изд.)
6.2.12 В закрытых стоянках автомобилей часть помещения, содержащая машино-места с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, должна быть выделена в отдельную пожарную секцию площадью не более 1200 м2 одним из следующих способов:
– противопожарными перегородками 1- го типа;
– зонами (проездами), свободными от горючей нагрузки, шириной не менее 8 м;
– зонами (проездами), свободными от горючей нагрузки, шириной не менее 6 м с устройством посредине зоны дренчерной завесы в одну нитку с расчетным числом оросителей при обеспечении по всей длине удельного расхода 1 л/(см) или автоматически опускающимися при пожаре на расчетную высоту противодымными экранами (шторами).
Выделение машино-мест с оборудованием для зарядки не требуется:
– в помещениях закрытых стоянок автомобилей площадью не более 1200 м2;
– в помещениях площадью более 1200 м2, если общее число указанных машино-мест не превышает 10. Про электромобили пункты новые – требования новые. Обратите внимание.
6.2.13 При устройстве в стоянках автомобилей мест разгрузки автомобилей допускается их предусматривать в отдельных помещениях, изолированных от помещений стоянки автомобилей противопожарными перегородками с пределом огнестойкости EI 45.
Хранение автомобильных шин, а также размещение других производственных и складских помещений следует предусматривать в отдельных помещениях, отделенных от стоянки автомобилей противопожарными стенами 2-го типа (перегородками 1-го типа), а в зданиях степени огнестойкости IV – перегородками 2-го типа.
Площадь каждого из помещений для хранения автомобильных шин, расположенных в цокольных и подземных (подвальных) этажах, не должна превышать 50 м2.
Допускается хранение автомобильных шин в шкафах, расположенных на машино-местах, в соответствии с требованиями 6.2.15.
6.2.14 Помещения или группы помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов технического обслуживания и текущего ремонта (ТО и ТР), диагностирования и регулировочных работ и т. п.), за исключением помещений или групп помещений, в которых осуществляется только мойка автомобилей, должны быть отделены от стоянки автомобилей противопожарными стенами 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями 3-го типа. Размещение помещений или групп помещений для сервисного обслуживания автомобилей (за исключением помещений, в которых осуществляется только мойка автомобилей), а также помещений, отнесенных к категориям А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности, в подземных (подвальных) и цокольных этажах зданий стоянок автомобилей не допускается.
6.2.15 Допускается на расстоянии не менее 8 м от эвакуационных выходов предусматривать установку на машино-местах шкафов из негорючих (НГ) материалов глубиной не более 1 м, шириной, ограниченной границей машино-места, и высотой не более 1,5 м. При этом габаритные размеры и место установки шкафа не должны нарушать функции систем противопожарной защиты. Установка шкафов должна обеспечивать сохранение минимально допустимых размеров машино-места (5,3 × 2,5 м). Шкафы оборудуются установками (устройствами) пожаротушения. Здесь два ключевых момента, которые нужно отслеживать – ограничение расстояния до эвакуационного выхода и наличие устройства пожаротушения в шкафу. Конечно, устройство вполне может быть автономным, без вывода сигнала сработки на пост круглосуточного дежурства. Это может быть самосрабатывающий огнетушитель или порошковый модуль, сертифицированный для установки в шкаф.
6.2.16 В стоянках автомобилей закрытого типа общие для двух и более этажей рампы должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей, ТО и ТР, противопожарными преградами, воротами (дверями) и тамбур- шлюзами с подачей воздуха при пожаре согласно таблице 6.1.
Вместо тамбур-шлюзов, отделяющих помещения хранения автомобилей подземных стоянок автомобилей от изолированных пандусов (рамп), допускается устройство сопловых аппаратов воздушных завес над противопожарными воротами со стороны помещений хранения автомобилей, обеспечивающих создание настильных воздушных струй при скорости истечения не менее 10 м/с, начальной толщине струй не менее 0,03 м и ширине струй не менее ширины защищаемых ворот.
6.2.17 В наземных закрытых стоянках автомобилей степеней огнестойкости I и II класса конструктивной пожарной опасности С0, оборудованных системой автоматического пожаротушения, в изолированных рампах допускается взамен противопожарных ворот предусматривать противодымные экраны с вертикальными направляющими, выполненные из негорючих (НГ) материалов и при пожаре перекрывающие поэтажно проем рампы сверху не менее чем на половину его высоты с защитой дренчерными завесами в две нитки с расходом воды не менее 1 л/с на 1 м ширины проема.
6.2.18 Покрытие полов зданий для стоянки автомобилей предусматривается из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени по такому покрытию не ниже РП1.
6.2.19 В зданиях подземных стоянок автомобилей при двух подземных этажах и более выходы из подземных этажей в лестничные клетки и лифты должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. При организации подпора воздуха при пожаре в объем указанных лестничных клеток и лифтов при входе в них допускается предусматривать тамбур, конструктивно соответствующий тамбур-шлюзу 1-го типа без подпора воздуха.
6.2.20 Отделка стен и потолков подземной стоянки автомобилей должна быть выполнена из материалов группы горючести не ниже Г1.
6.2.21 Помещения подземных механизированных стоянок автомобилей должны предусматриваться в отдельном пожарном отсеке, выделенном противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.
6.2.22 Здания (сооружения) наземных механизированных стоянок автомобилей должны проектироваться класса конструктивной пожарной опасности С0. При проектировании надземных зданий (сооружений) степени огнестойкости IV допускается использовать незащищенный металлический каркас и ограждающие конструкции из материалов группы горючести не ниже Г1, без применения горючих теплоизоляционных материалов.
6.2.23 Требования пожарной безопасности к путям эвакуации и эвакуационным выходам должны соответствовать СП 1.13130.
В одноэтажных подземных стоянках автомобилей для эвакуации допускается предусматривать обычные лестничные клетки без естественного освещения с выходом непосредственно наружу.
6.2.24 Системы противопожарной защиты, инженерные системы и оборудование стоянок автомобилей следует предусматривать с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности СП 3.13130, СП 484.1311500, СП 485.1311500, СП 486.1311500, СП 6.13130, СП 7.13130, СП 8.13130, СП 10.13130, СП 60.13330, кроме случаев, специально оговоренных в настоящем своде правил.
6.2.25 В одно- и двухэтажных стоянках автомобилей боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса, а также стоянках автомобилей владельцев, встроенных и пристроенных к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.4, внутренний противопожарный водопровод, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическую установку пожаротушения, автоматическую пожарную сигнализацию допускается не предусматривать.
6.2.26 Число струй и минимальный расход воды на одну струю на внутреннее пожаротушение отапливаемых стоянок автомобилей закрытого типа следует принимать согласно СП 10.13130:
– при объеме пожарного отсека от 0,5 до 5 тыс. м3 – две струи по 2,5 л/с;
– свыше 5 тыс. м3 – две струи по 5 л/с.
В неотапливаемых стоянках автомобилей системы внутреннего противопожарного водоснабжения выполняются в соответствии с СП 10.13130.
Автоматическое пожаротушение стоянок автомобилей следует выполнять согласно СП 486.1311500.
6.2.27 В подземных стоянках автомобилей внутренний противопожарный водопровод и автоматические установки пожаротушения должны иметь выведенные наружу патрубки с соединительными головками, оборудованные вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники в соответствии с СП 10.13130.
6.2.28 В системах пожарной сигнализации для помещений хранения автомобильных шин следует применять дымовые пожарные извещатели.
Помещения для хранения автомобильных шин, расположенные в подземных этажах, а также помещения для хранения автомобильных шин площадью более 200 м2 в надземных этажах должны быть оборудованы автоматической установкой пожаротушения.
6.2.29 При использовании в многоуровневых стоянках автомобилей автоматических установок водяного или пенного пожаротушения размещение оросителей должно обеспечивать орошение автомобилей на каждом уровне хранения.
6.2.30 В закрытых стоянках автомобилей машино-места с оборудованием для подзарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения независимо от площади.
6.2.31 Стоянки автомобилей должны быть оборудованы СОУЭ.
Подземные стоянки автомобилей вместимостью до 50 машино-мест должны оборудоваться СОУЭ 2-го типа, от 50 и до 200 машино-мест включительно – 3-го типа, более 200 машино-мест – 4-го типа.
Наземные стоянки автомобилей закрытого типа при двух этажах и более вместимостью до 100 машино-мест должны оборудоваться СОУЭ 1-го типа, более 100 машино-мест – 2-го типа.
6.2.32 Все помещения ТО и ТР автомобилей, в которых возможно технологическое выделение горючих газов и (или) паров топлива, должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, обеспечивающих выдачу командного импульса на включение аварийной вентиляции при достижении концентрации горючих газов или паров выше 0,1 НКПРП и отключение запорного клапана на линии выдачи топлива при достижении концентрации 0,5 НКПРП.
6.2.33 В здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 допускается встраивать стоянки автомобилей закрытого типа, предназначенные для жильцов дома, арендаторов или собственников помещений общественного назначения, размещаемых в жилом доме.
6.2.34 В зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 степеней огнестойкости I и II классов конструктивной пожарной опасности С0 и С1 в нижнем этаже (первом либо цокольном) допускается предусматривать открытые одноуровневые стоянки автомобилей, предназначенные только для жильцов.
6.2.35 В зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 по заданию на проектирование гостевая стоянка может быть предусмотрена в части стоянки на этаже въезда, отделенная от основной стоянки перегородками или стенами. Помещение гостевой стоянки должно иметь отдельный контролируемый въезд-выезд наружу или на площадку, общую с въездом-выездом основной стоянки.
6.2.36 В наземных стоянках манежного типа двухуровневое хранение автомобилей в пределах одного этажа допускается предусматривать не ниже степени огнестойкости II и класса конструктивной пожарной опасности C0, в подземных стоянках манежного типа – не ниже степени огнестойкости I и класса конструктивной пожарной опасности C0. Предел огнестойкости междуэтажных перекрытий этажа с двухуровневыми парковками следуетпредусматривать не менее REI 90.
На этом первую часть документа завершаем, и соответственно, заканчивается наша длинная статья. Очень скоро будет опубликован анализ второй части документа. Оставайтесь на нашем канале.
Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:
Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242
Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157
Мы в Facеbook – https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/
Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/
Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com
Мы в Твитере – https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL
Мы на Яндекс Дзен – https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c
Мы в Телеграмме – https://t.me/norma_pb