СП 113.13330.2023 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей». 2 часть
Приветствую всех наших постоянных Читателей и коллег по цеху, а также всех, кто сегодня в первый раз посетил наш Сайт! Сегодня мы продолжаем разбирать СП113.13330.2023г. «Стоянки автомобилей». Как понятно из названия, документ является актуализированной редакцией 2023 года документа СП113.13330.2016г. Последний перестает действовать с момента ввода в действие новой актуальной редакции. СП113.13330.2023г. «Стоянки автомобилей» утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 октября 2023 г. N718/пр., дата введения в действие – 6 ноября 2023г. Скачать документ можно из библиотеки нормативщика на нашем Сайте Норма П.Б. или просто перейдя по прямой ссылке СП113 стоянки автомобилей.
Данный документ не является нормативным пожарным, так как, пока на настоящее время, не включен в утвержденный Перечень документов, исполнение которых обеспечивает выполнение требований ФЗ-123. Однако, уточним, что документ зарегистрирован в Росстандарте, как ПЕРЕСМОТР СП 113.13330.2016г. «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей».
Документ не маленького объема. Мы разбили его на две части. Первая часть уже опубликована на Сайте. Прочитать ее можно, пройдя по ссылке https://www.norma-pb.ru/сп-113-13330-2023-снип-21-02-99-стоянки-автомобилей-1-ча/. Сегодня мы публикуем вторую заключительную часть. Продолжаем анализ документа с того самого места, на котором остановились в первой части. Как обычно, особо значимые пункты и места в тексте документа я выделю красным цветов, а свои комментарии напишу синим шрифтом.
7 Специальные требования к различным типам стоянок автомобилей
7.1 Подземные стоянки легковых автомобилей
7.1.1 В подземных стоянках автомобилей разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы не допускается. Для выделения машино-мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих (НГ) материалов. Обращаю Ваше внимание на данный пункт. Ключевая фраза здесь «сетчатого ограждения», а не «негорючих (НГ) материалов». Про негорючих само собой. Но многие выстраивают ограду из металлошифера. И когда получают замечание, то делают круглые глаза – мол, а че? Он же из железа – не горючий. В чем проблема? Че мы нарушили? Вот для понимания, сетка нужна чтобы видно было, что вы там на своем машиноместе спрятать удумали. Может там бензина пол тонны в пластиковых канистрах припрятано на черный день. А через глухой металлошифер нарушение не просматривается, а потом стоянки горят. В этом проблема.
В отдельно стоящих подземных стоянках автомобилей не более чем с двумя этажами, располагаемых на незастроенной территории, допускается предусматривать самостоятельные въезды-выезды непосредственно наружу с каждого подземного этажа. Я не очень понимаю такую исключительность и избирательность для самостоятельных выездов с каждого этажа. Почему именно на незастроенной территории и почему именно в отдельно стоящих стоянках? Если соблюдается пункт 7.1.2, то вроде как на здоровье бы. Ан нет, есть ограничение. Запоминайте – закон есть закон, следует соблюдать, даже если не понятен смысл и не поддерживаешь.
7.1.2 Въезды-выезды подземных стоянок автомобилей (включая навесы конструкций) должны находиться на расстоянии от зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3 и Ф4.1 в соответствии с требованиями СП 42.13330, а жилых и общественных зданий – в соответствии с требованиями [10, таблица 7.1.1]. [10] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200–03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов
7.1.3 В полах подземных стоянок автомобилей следует предусматривать устройства для отвода воды в случае тушения пожара в сеть ливневой канализации с устройством или без устройства локальных очистных сооружений.
7.1.4 Въезд-выезд из подземной встроенной стоянки автомобилей, а также въезд-выезд из лифта при транспортировании автомобилей в подземную стоянку автомобилей следует предусматривать непосредственно наружу или через стоянку на первом или цокольном этаже. Въезды-выезды из подземных и встроенных стоянок автомобилей, их сообщение с другими частями здания, устройство общих лифтовых шахт должны соответствовать требованиям 6.2.
7.1.5 Помещения мойки следует размещать не ниже первого подземного этажа и отделять от помещений хранения автомобилей противопожарными стенами 2-го типа или перегородками 1-го типа. Обслуживание газобаллонных автомобилей в указанных помещениях мойки не допускается.
Обратите внимание на отделение мойки в подземной стоянке ПРОТИВОПОЖАРНЫМИ ПРЕГРАДАМИ. В разное время, в различных документах (ныне уже не действующих) не было единого мнения в этом отношении. Где-то до сих пор, просто выгородки типа ширма из легких панелей не до потолка.
7.1.6 При устройстве архитектурно-ландшафтных объектов (например, надземных садов) над подземными и полуподземными стоянками автомобилей необходимо выполнять следующие требования:
а) конструкцию верхнего покрытия стоянки автомобилей принимают аналогичной конструкции подъездов к зданию (для частичного устройства открытой парковки);
б) спортивные площадки должны быть ограждены сеткой высотой до 4 м;
в) площадки (отдыха, спорта, детские игровые) следует располагать не ближе 15 м от вентиляционных шахт. Обращаю внимание на формулировку пункта. Указанное расстояние 15 метров не зависит от того забор приточки или вытяжка выходит наружу. В любом случае 15 метров. В пункте нет уточнения какая именно шахта. Многие считают, что если это воздухозабор притока, то ничего страшного, так как продукты выхлопа и прочее не присутствуют. Это не так. Теоретически, любая шахта в случае пожара может стать «дымовой трубой», да еще с искрами из нее.
7.2 Наземные стоянки автомобилей закрытого типа
7.2.1 В наземных стоянках автомобилей степеней огнестойкости I и II при хранении автомобилей индивидуальных владельцев в обособленных боксах между боксами следует предусматривать перегородки с пределами огнестойкости не менее EI 45, классом пожарной опасности К0. Ворота в этих боксах (за исключением ворот выездов, ведущих непосредственно наружу) следует предусматривать в виде сетчатого ограждения.
При применении в боксах установок объемного пожаротушения ворота в обособленных боксах предусматривают глухими, без устройства отверстий. В этом случае общие для всех этажей рампы, пандусы допускается не отделять от помещений хранения автомобилей противопожарными преградами. В данном пункте, ворота в обособленные боксы должны быть противопожарными, с огнестойкостью не менее огнестойкости ограждающих конструкций. И это все равно не значит, что в коллективной стоянке появился вдруг частный гараж, в котором можно навалить различных горючих материалов. В любом случае, правила необходимо соблюдать, даже если не видно.
7.2.2 При наличии выезда из каждого бокса непосредственно наружу в одноэтажных зданиях класса конструктивной пожарной опасности С0 и двухэтажных зданиях степеней огнестойкости I, II и III класса конструктивной пожарной опасности С0 перегородки и ворота допускается предусматривать из негорючих материалов (НГ) с ненормируемым пределом огнестойкости. При этом в двухэтажных зданиях перекрытия должны иметь пределы огнестойкости не ниже REI 45. В данном пункте речь идет о обычных воротах из металла, но не противопожарного исполнения, без сертифицированного предела огнестойкости.
7.3 Наземные плоскостные одноуровневые стоянки автомобилей открытого типа
7.3.1 Наземные плоскостные одноуровневые стоянки открытого типа (без устройства фундаментов) в соответствии с заданием на проектирование выполняют с ограждением, раздельными местами въезда и выезда, площадками для ожидания въезда (или расширенным проездом протяженностью, достаточной для размещения очереди автомобилей), средствами пожаротушения, со средствами учета времени, прочими автоматизированными системами. Автомобили, ожидающие возможности въехать на стоянку автомобилей, не должны перекрывать пути движения пешеходов. Данный пункт странно сформулирован, не однозначен по содержанию. Если следовать формулировке, то средства пожаротушения должны быть автоматизированы, как и «прочие автоматизированные системы». Это уже АУП. Или может быть фраза «автоматизированные системы» относится только к средствам учета времени, не относится к средствам пожаротушения? Может быть достаточно огнетушителей-ломов-багров и прочего? Хуже нет, когда в нормах присутствуют вот такие вот не конкретные формулировки.
7.3.2 Наименьшие расстояния от въездов-выездов стоянок автомобилей на улицы местного значения до пересечений с магистральными улицами следует принимать 50 м, с улицами местного значения – 20 м; до остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта – 30 м.
Этот пункт «мертвый», по сути. Не припомню, чтобы инспекция фактически регламентировала вот эти метры. Может быть это потому, что, к примеру, планируя остановки общественного транспорта, вряд ли кто-то будет рассматривать привязки к расстоянию до выездов со стоянок. Это самое меньшее на что обращают внимание.
7.3.3 Наземные плоскостные одноуровневые стоянки автомобилей открытого типа для увеличения количества машино-мест допускается оборудовать полуавтоматическими подъемниками зависимого или независимого типа.
7.3.4 При использовании подъемников независимого типа предусматривается перекрываемый приямок, имеющий габариты парковочного места, для погружения в него автомобиля с наземного парковочного места и выезда автомобиля с наземного яруса. Подъемники могут выполняться двух- или трехъярусными.
Габариты машино-мест и число ярусов хранения определяются технологическими требованиями с учетом размеров и компоновки оборудования.
7.4 Наземные стоянки автомобилей открытого типа
7.4.1 В зданиях наземных стоянок открытого типа, запроектированных с естественным (без механического побуждения тяги) проветриванием и системой противодымной защиты, ширина здания (расстояние между открытыми проемами в противоположных стенах наибольшей протяженности) не должна превышать 40 м.
7.4.2 Устройство боксов, сооружение стен и перегородок (за исключением стен и перегородок лестничных клеток, лифтовых шахт, безопасных зон, помещений технического назначения, помещений для обслуживающего персонала, санитарных узлов), затрудняющих проветривание, не допускается.
7.4.3 Для уменьшения воздействий атмосферных осадков над открытыми проемами допускается предусматривать козырьки из негорючих (НГ) материалов. В качестве заполнения открытых проемов в наружных ограждающих конструкциях допускается применение сетки из негорючих материалов (НГ) с живым сечением не менее 90 % (по ГОСТ 3826). Допускается применение других защитных устройств при условии обеспечения проветривания стоянки автомобилей. Опять не конкретная формулировка «других» и «при условии обеспечения». Что такое «других» и в какой мере «обеспечения проветривания»? Кто и по какой методике будет согласовывать эти самые «другие» защитные устройства и решать достаточен или не достаточен обеспеченный уровень проветривания? Больше вопросов чем ответов. Советую использовать сетку из негорючих материалов, ничего не выдумывать, чтобы не попасть «в неприятный блудняк».
7.4.4 Общая площадь открытых проемов в наружных конструкциях должна составлять не менее 50 % площади поверхности наружных ограждений на каждом ярусе (этаже), в противном случае должно подтверждаться обеспечение сквозного проветривания этажа в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Опять же, в соответствии с какими именно требованиями нормативных документов? Если указываешь, то указывать необходимо предметно. Может быть, имеется ввиду проветривание в соответствии с пунктом 8.5 СП7.13130? Но там совсем иные требования к размерам проемов для проветривания.
7.4.5 В зданиях степени огнестойкости IV ограждающие конструкции эвакуационных лестничных клеток и их элементов должны соответствовать требованиям, предъявляемым к лестничным клеткам зданий степени огнестойкости III.
7.4.6 В стоянках автомобилей открытого типа следует предусматривать отапливаемое помещение для хранения первичных средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты и пожарного инструмента (на первом этаже) [6]. [6] Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения».
№ 1090 «О Правилах дорожного движения»
7.5 Модульные быстровозводимые стоянки автомобилей
7.5.1 Модульная быстровозводимая стоянка автомобилей – металлическая конструкция, собранная из типовых унифицированных элементов, с возможностью демонтажа без повреждения конструкции (временное сооружение), на которой поэтажно (поярусно) размещают парковочные места. Конструкцию устанавливают на опорную железобетонную плиту или быстровозводимый фундамент. Модульные быстровозводимые стоянки автомобилей могут быть манежного, механизированного, полумеханизированного типов.
7.5.2 Модульные надстройки применяют на открытых площадях, над уже существующими плоскостными стоянками для увеличения числа машино-мест. В случае необходимости они могут быть демонтированы и перемещены на другую площадку. Модульная надстройка может быть установлена поэтажно и в различных конфигурациях.
7.5.3 Модульная надстройка должна быть оснащена осветительными приборами и барьерами безопасности.
7.6.1 Плавучие (дебаркадерные) стоянки автомобилей могут размещаться, при необходимости, на существующих или вновь возводимых дебаркадерах при нехватке городских парковочных площадей.
Размещение стоянок автомобилей должно выполняться с учетом требований [5]. [5] Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации»
Надстройка может быть однопалубной или двухпалубной.
7.6.2 Загрузку автомобилей на дебаркадерную стоянку осуществляют по трапам или механическим способом без участия владельца.
Плавучие (дебаркадерные) стоянки автомобилей допускается проектировать с использованием незащищенного металлического каркаса и ограждающих конструкций класса К0.
7.7 Механизированные стоянки автомобилей
7.7.1 Механизированные стоянки автомобилей с учетом оборудования автоматическими механизированными парковочными системами выполняют: наземными открытого типа, наземными закрытого типа, подземными, комбинированными и размещают отдельно стоящими, пристроенными или встроенными.
7.7.2 Объемно-планировочные и конструктивные решения механизированных стоянок определяются возможностями парковочного оборудования по перемещению автомобиля по вертикали и (или) горизонтали.
7.7.3 Управление механизированными устройствами, контроль за их работой и пожарной безопасностью стоянок автомобилей предусматривают в соответствии с заданием на проектирование: из помещений диспетчерских, расположенных на посадочном этаже; из единой диспетчерской службы; из единой службы эксплуатации.
7.7.4 Допускается пристраивать наземные стоянки автомобилей только к глухим стенам (предел огнестойкости не менее REI 150) зданий другого назначения (за исключением медицинских организаций со стационаром, общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций). Высота механизированных стоянок автомобилей, пристроенных к зданиям другого назначения или встроенных в них, определяется высотой основного здания. Обратите внимание – высота встроенной или пристроенной механизированной стоянки определяется высотой основного здания. То есть равная высота. Иного же не указано.
7.7.5 Допускается многоярусное стеллажное хранение автомобилей на механизированной стоянке автомобилей при оборудовании ячеек (мест) хранения и парковочного бокса средствами автоматического пожаротушения, обеспечивающими орошение каждого яруса парковочных мест с нормативной интенсивностью. Термочувствительные элементы оросителей (распылителей) или побудительные устройства, вызывающие включение орошения (тепловые замки, автоматические пожарные извещатели), должны быть расположены в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. Обратите внимание – АУП предлагается оборудовать непосредственно ячейки хранения и парковочный бокс. Это программа минимум. Ну а далее, вступает в действие пункт 4.5 СП 486.1311500, то есть:
4.5. Если площадь помещений, подлежащих оборудованию АУП, составляет 40% и более от общей площади этажей здания, сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом АУП с учетом требований пункта 4.4.
Имеется ввиду, что нужно считать превышают ли суммарные площади ячеек хранения и парковочного бокса 40% от площадей всех помещений стоянки. Если превышает, то АУП надлежит защищать ВСЕ ПЛОЩАДИ стоянки.
7.7.6 Блок стоянки автомобилей с механизированным устройством следует предусматривать вместимостью не более 100 машино-мест и высотой здания не более 28 м.
При высоте сооружения до 15 м над землей вместимость блока допускается увеличивать до 150 машино-мест.
7.7.7 В механизированных стоянках автомобилей открытого типа ограждающие конструкции могут предусматриваться в соответствии с 7.4.3. Системы вентиляции и дымоудаления предусматривать не требуется.
7.7.8 Механизированные стоянки автомобилей из нескольких блоков следует разделять на части с количеством автомобилей не более 100 (не более 150 при высоте не более 15 м) в наземных стоянках противопожарными стенами 2-го типа, в подземных стоянках – противопожарными стенами 1-го типа.
7.7.9 Механизированная стоянка автомобилей включает:
– подъездные пути к терминалу для размещения очереди автомобилей;
– терминалы передачи автомобилей устройствам механизированной автомобильной парковки;
– механизированные устройства горизонтального и вертикального перемещений автомобилей;
– рабочие области механизированных устройств;
– места хранения автомобилей.
7.7.10 К механизированной стоянке автомобилей должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей и обеспечена возможность доступа пожарных подразделений на любой этаж (ярус). К механизированной стоянке автомобилей высотой более 18 м (до пола верхнего яруса) или шириной более 18 м доступ должен быть обеспечен с двух противоположных сторон (через остекленные или открытые проемы).
7.7.11 Организация подъезда к стоянке, въезда транспортных средств на стоянку и выезда с нее, движение транспортных средств на парковке должны осуществляться в соответствии с проектом организации дорожного движения [4]. [4] Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В состав документации включают схему организации движения.
7.7.12 Механизированная стоянка автомобилей, а также въезд и выезд из нее не должны мешать транзитным транспортным потокам, а внутренние проезды должны обеспечивать беспрепятственное движение в любом направлении.
Для временного паркования автомобилей, ожидающих въезд в стоянку, следует устраивать площадки накопления, рассчитанные на 5 % вместимости стоянки.
При вместимости стоянки более 20 машино-мест следует устраивать раздельные места получения и выдачи автомобиля с раздельным или единым въездом-выездом на улично-дорожную сеть.
7.8 Обвалованные стоянки автомобилей
7.8.1 Обвалованные стоянки автомобилей предназначены для строительства на внутридворовых территориях жилых районов, микрорайонов, кварталов, с использованием покрытия стоянки автомобилей для благоустройства и озеленения, игровых и спортивных площадок.
7.8.2 Расстояние от въезда-выезда со стоянки автомобилей и вентиляционных шахт стоянки до зданий иного назначения регламентируется требованиями [10]. [10] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200–03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов
7.8.3 Минимальные расстояния от обвалованных сторон стоянок автомобилей до зданий не лимитируют.
7.8.4 Класс конструктивной пожарной опасности обвалованных стоянок автомобилей следует предусматривать не ниже С0, степень огнестойкости – не ниже II.
7.8.5 В обвалованных двухэтажных стоянках автомобилей допускается предусматривать самостоятельные въезды-выезды непосредственно наружу с каждого этажа. Заметьте, и это допущение не зависит от степени застройки района (в сравнении с пунктом 7.1.1).
7.9 Полумеханизированные стоянки автомобилей
7.9.1 Полумеханизированные стоянки оборудуют подъемниками зависимого типа или независимого типа (двух- или трехъярусными, с гидравлическим или электрическим приводом, с наклонной или горизонтальной платформой и пр.).
В закрытых наземных стоянках в пределах одного этажа предусматривают двухуровневое хранение автомобилей с использованием подъемников зависимого типа.
Подъемники независимого типа двух- или трехъярусного исполнения применяют на плоскостных стоянках в соответствии с 7.3.3, 7.3.4.
7.9.2 Состав и площади помещений, ячеек (мест) хранения, параметры стоянок автомобилей принимаются в соответствии с техническими особенностями используемой системы парковки автомобилей.
7.10 Парковочные места для электромобилей и гибридных автомобилей
7.10.1 Хранение электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, в том числе с организацией машино-мест с оборудованием для их зарядки, допускается осуществлять совместно с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.
7.10.2 Машино-места для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, оснащенные оборудованием для зарядки, допускаются на открытых площадках, а также в открытых и закрытых стоянках автомобилей классов конструктивной пожарной опасности C0, С1 (за исключением механизированных и полумеханизированных стоянок). При размещении указанных машино-мест в закрытых стоянках автомобилей ниже первого подземного или подвального этажа допускается только зарядка автомобилей с номинальным током до 32 А (медленная зарядка) и с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации горючие газы.
7.10.3 Размещение машино-мест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей в стоянках автомобилей следует осуществлять в соответствии с 6.2.12.
7.10.4 Выбор зарядной инфраструктуры должен учитывать наличие доступной электросетевой инфраструктуры и необходимой для подключения мощности (либо возможности реконструкции распределительных объектов для выделения необходимой мощности). Для зарядки электромобилей следует применять специализированные устройства – зарядные станции.
7.10.5 Планировка пространства возле зарядной станции должна учитывать: габаритные размеры электромобиля (приложение А); возможные способы постановки на зарядку; длину кабелей зарядного устройства различных марок электромобилей.
Зарядная станция должна находиться не далее 1 м от площадки, предназначенной для постановки электромобиля в целях зарядки, с учетом габаритов машино-места электромобиля 3 000 × 6 000 мм.
7.10.6 На стоянках автомобилей с общедоступными местами для зарядки электромобиля должен быть знак «Парковочное место с зарядной станцией для автомобилей с электрическим двигателем»: дорожный знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» в сочетании с табличкой 8.4.3.1 «Вид транспортного средства» согласно ГОСТ Р 52289.
Габариты машино-мест для стоянки электромобилей следует принимать: 2500 × 6000 мм – для устройства парковочных мест параллельно оси проезда, вдоль тротуаров;
3 000 × 6000 мм – для устройства парковочных мест в прочих условиях.
Зарядное устройство должно находиться не далее 1 м от площадки, предназначенной для постановки электромобиля в целях зарядки.
7.10.7 Для обеспечения защиты зарядного устройства в пределах парковочных мест при их размещении под углом к оси проезда необходимо предусматривать противоподкатные устройства по схеме, указанной в приложении Б (рисунок Б.1), на расстоянии, превышающем задний свес расчетного автомобиля (L), но не менее 1100 мм.
7.10.8 Для обеспечения защиты зарядного устройства, устраиваемого в пределах парковочного места при размещении парковочных мест параллельно к оси проездов, необходимо устройство бетонных тумб высотой не менее 0,2 м и размерами в плане, рекомендуемыми производителем электрического зарядного устройства, но не более 0,5 × 0,5 м и колесоотбойников. Схема бетонной тумбы приведена в приложении Б (рисунок Б.2).
7.10.9 Требования к вилкам, штепсельным розеткам, переносным розеткам и вводам транспортных средств со штырями и контактными гнездами стандартизованных конфигураций (далее – устройства), рассчитанные на паспортное номинальное рабочее напряжение не более 500 В по ГОСТ 29322 переменного тока частотой 50–60 Гц и номинальный ток не более 63 А для трехфазной сети или 70 А – для однофазной, применяемые в кондуктивной (проводной) зарядке электромобилей, должны соответствовать ГОСТ Р МЭК 62196-2.
7.10.10 Соединение электромобиля с оборудованием источника питания (ОИПЭТ) должно быть таковым, чтобы в нормальных условиях эксплуатации кондуктивная передача электроэнергии выполнялась безопасно в соответствии с ГОСТ Р МЭК 61851-1.
7.10.11 Защиту от поражения электрическим током предусматривают принятием соответствующих мер как при нормальной эксплуатации, так и в условиях повреждения:
– для бортовых систем или оборудования электромобиля – по ГОСТ Р ИСО 6469-1;
– для систем или оборудования, внешних для электромобиля, – по разделу 411 ГОСТР 50571.4.41–2022.
7.10.12 При соединении электромобиля с сетью питания ОИПЭТ не должно быть ни одной доступной открытой токоведущей части, даже после снятия частей, которые снимаются без помощи инструмента в соответствии с ГОСТ 14254.
– удаленный мониторинг и удаленное управление процессом зарядки;
– прерывание зарядной сессии и (или) снижение доступной мощности в случае реализации сценария выравнивания нагрузки электросетевой компанией;
– возможность перераспределения мощности между зарядными станциями в зависимости от запрограммированного времени зарядки электромобиля (например, в ночное время, т. е. в период минимальных спроса и цен на электроэнергию);
– отключение зарядного оборудования при аварийных режимах.
7.10.14 Зарядные устройства должны обесточиваться при срабатывании системы пожарной сигнализации и (или) АУПТ. Вот написано много-много о том какие должны быть зарядные устройства – интеллектуальными и не интеллектуальными с какими именно штепселями и мощностями. Все это можно было бы заменить двумя пунктами – первый: соответствие сертификации РФ и второй вот этот: обесточивание при пожаре. И все. Краткость не только сестра таланта, но и тетя легкого запоминания текста.
7.10.15 Доступ к зарядным устройствам должен быть непубличным, активирование зарядной станции должно быть возможно только с помощью специальной карты доступа, мобильного устройства посредством Wi-Fi подключения в режиме «Ad-hoc» (режим «точка–точка») или посредством технологии Plug and Charge (ГОСТ Р 58122).
Система управления и взаиморасчетов по заданию на проектирование обеспечивает учет следующих параметров в разрезе как отдельно взятого ЭТ, так и по парку в целом:
– дата, время и место зарядки;
– объем потребленной электроэнергии;
– продолжительность зарядки.
7.10.16 В стоянках открытого типа зарядные устройства должны быть защищены от влаги и проникновения твердых предметов не ниже IP54 по ГОСТ 14254.
Конструкция зарядных устройств и мест размещения зарядных станций должна обеспечивать их безопасное функционирование в условиях попадания дождя, снега, сильного ветра. Соответствие исполнение оболочки условиям эксплуатации.
8 Инженерное оборудование и сети инженерно-технического обеспечения
8.1 Общие требования
8.1.1 Сети инженерно-технического обеспечения стоянок автомобилей и их инженерное оборудование следует предусматривать с учетом СП 30.13330, СП 32.13330, СП 60.13330, СП 104.13330, СП 3.13130, СП 6.13130, СП 7.13130, СП 8.13130, СП 10.13130, СП 134.13330, СП 484.1311500, СП 485.1311500, СП 486.1311500 и случаев, оговоренных в настоящем своде правил.
В зависимости от типа, вместимости и условий эксплуатации гаражи-стоянки оснащаются следующими инженерными системами и оборудованием:
– электроснабжением;
– электроосвещением;
– аварийным (эвакуационным) освещением;
– водопроводом, в том числе противопожарным и канализацией;
– отоплением;
– приточно-вытяжной и противодымной вентиляциями;
– автоматическим пожаротушением;
– системой пожарной сигнализации;
– системой оповещением и управлением эвакуацией людей при пожаре;
– системой видеонаблюдения и системой фиксации свободных мест (по заданию на проектирование).
Требования к системам противопожарной защиты приведены в 6.2.
8.1.2 В многоэтажных зданиях стоянок автомобилей участки инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, теплоснабжение и др.), проходящие через перекрытия, следует выполнять из металлических труб.
Прокладка трубопроводов инженерных систем из полимерных материалов в помещениях стоянок автомобилей, в том числе транзитных трубопроводов инженерных систем зданий, в которые встроена стоянка автомобилей, не допускается. Это относится также и к трубопроводам СПЗ (ВПВ или АУП), не смотря даже на сертификацию пластиковых трубопроводов в области ПБ. Требования норм в одной области не должны конфликтовать с нормативными требованиями в другой области. По этому никаких сертифицированных ПВХ труб для спринклерных систем (к примеру) на стоянке не должно присутствовать.
В местах пересечения трубопроводами инженерных систем и воздуховодами ограждающих конструкций с нормируемым пределом огнестойкости узлы прохода должны быть выполнены с огнестойкостью не ниже пределов огнестойкости таких конструкций.
8.1.3 При транзитной прокладке через помещения стоянки автомобилей инженерных коммуникаций (кроме сетей водопровода, канализации и теплоснабжения, выполненных из металлических труб) участки инженерных коммуникаций и кабельных сетей должны быть изолированы строительными конструкциями или прокладываться в коробах (нишах) с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости пересекаемых ограждающих конструкций. При транзитной прокладке через помещения стоянки автомобилей инженерных коммуникаций, принадлежащих жилому зданию, в которое встроена (пристроена) стоянка автомобилей, допускается не изолировать строительными конструкциями транзитные участки кабельных линий сетей связи и сигнализации напряжением менее 110 В и не относящихся к системам противопожарной защиты. Вот сейчас внимательно! Данное требование изменилось в отличии от прежних редакций и требований иных документов (глухие полости для транзитных коммуникаций с огнестойкостью не менее 150 мин). Теперь огнестойкость увязывается с огнестойкостью ограждающих конструкций. Также появились исключения для слаботочных коммуникаций.
8.1.4 Помещения, предназначенные для размещения оборудования ввода сетей энергоснабжения, водоснабжения и слаботочных систем, рекомендуется располагать у наружной стены в месте ввода.
8.1.5 В помещении дежурного персонала по заданию на проектирование допускается размещать диспетчерский пульт управления инженерными системами стоянки автомобилей.
В наземных стоянках автомобилей помещение дежурного персонала должно располагаться на первом этаже, в подземной – не ниже первого подземного уровня с выходом непосредственно наружу или на лестничную клетку, ведущую наружу.
Помещение должно быть оборудовано системами отопления, приточно-вытяжной вентиляции и санитарным узлом.
8.1.6 Управление инженерными системами допускается осуществлять из удаленной диспетчерской в соответствии с техническими условиями эксплуатирующей организации.
В стоянках автомобилей, пристроенных или встроенных в здания или сооружения другого назначения, допускается по заданию на проектирование предусматривать единое помещение дежурного персонала.
8.2 Система водоснабжения и водоотведения
8.2.1 Системы водоснабжения и водоотведения, водяного пожаротушения в стоянках автомобилей должны соответствовать требованиям СП 30.13330, СП 8.13130, СП 10.13130, СП 485.1311500, СП 486.1311500, а также требованиям настоящего свода правил.
На напорной линии у каждого пожарного насоса и жокей-насоса следует устанавливать обратные клапаны согласно СП 31.13330.
8.2.2 Насосная станция пожаротушения должна располагаться согласно требованиям пункта 12.10 СП 10.13130.2020.
Помещение насосной станции пожаротушения может быть общим с узлами ввода водопровода.
Автоматическая насосная станция откачки воды при тушении пожара в подземной стоянке автомобилей размещается на нижнем этаже.
Эти помещения должны быть оборудованы системами отопления и приточно-вытяжной вентиляции.
8.2.3 Нормы расхода воды на хозяйственно-питьевые нужды владельцев автомобилей следует принимать согласно СП 30.13330.
8.2.4 В межэтажных перекрытиях подземных стоянок автомобилей следует предусматривать устройства для отвода воды при тушении пожара. На нижнем подземном уровне следует предусматривать приемные емкости для сбора воды на каждый пожарный отсек с последующей откачкой в сеть ливневой канализации. Это очень важный пункт который следует либо самостоятельно предусмотреть при проектировании СПЗ, либо выдавать соответствующее задание смежникам.
8.2.5 Расход воды на наружное пожаротушение зданий для всех типов стоянок автомобилей принимается в соответствии с СП 8.13130.
8.3 Отопление и вентиляция
8.3.1 Стоянки автомобилей следует оборудовать системами отопления, общеобменной и противодымной вентиляции в соответствии с требованиями СП 60.13330, СП 7.13130.
8.3.2 Тепловой пункт размещают в отапливаемых помещениях у наружной стены здания в месте ввода теплосети на любом уровне стоянки автомобилей.
Допускается по заданию на проектирование теплоснабжение встроенных и пристроенных стоянок автомобилей от теплового пункта здания, в которое он встроен.
Системы отопления и теплоснабжения следует подключать к тепловым сетям через тепловой пункт по независимой схеме.
П р и м е ч а н и е – Допускается по заданию на проектирование при обогреве отдельных помещений многоэтажного гаража использовать электрическое отопление.
8.3.3 Отопление следует предусматривать для зоны хранения в закрытых отапливаемых стоянках автомобилей. Помещения постов мойки, КПП, диспетчерских, электрощитовых, насосной пожаротушения, узла ввода водопровода должны быть отапливаемыми во всех типах стоянок автомобилей.
Отопление рампы или устройство обогреваемого пола предусматривается по заданию на проектирование.
8.3.4 В неотапливаемых стоянках автомобилей следует предусматривать отопление вспомогательных помещений, указанных в 5.7 и 5.10.
Для хранения автомобилей, которые должны быть всегда готовыми к выезду (пожарные, медицинской помощи, аварийных служб и т. п.), необходимо предусматривать отапливаемые помещения.
8.3.5 В отапливаемых стоянках автомобилей минимальную расчетную температуру воздуха в нерабочее время в помещениях для хранения автомобилей, в постах мойки, в электрощитовой, насосной пожаротушения, узле ввода водопровода следует принимать не менее 8 °С.
Температуру воздуха в рабочее время рекомендуется принимать (если другое не указано в задании на проектирование):
– в зоне хранения отапливаемых гаражей – 8 °С ÷ 10 °С;
– в постах мойки, ТО и ТР – 18 °С;
– в технических помещениях (электрощитовой, насосной пожаротушения, узле ввода
водопровода и др.) – не менее 8 °С.
8.3.6 Системы отопления и вентиляции стоянок автомобилей и помещений, расположенных на их территории, подключают к общей распределительной гребенке в тепловом пункте с устройством узлов учета.
8.3.7 Отопление помещений хранения, постов мойки, ТО и ТР предусматривают водяное, воздушно-отопительными агрегатами или воздушное, совмещенное с приточной вентиляцией.
При необходимости обогрева только отдельных помещений персонала может использоваться электрическое отопление.
В зданиях стоянок автомобилей, независимо от их объема, при водяном отоплении применяют местные нагревательные приборы, допускающие легкую влажную уборку.
8.3.8 При расчете отопления помещений стоянки автомобилей учитывается расход тепла на обогрев въезжающих автомобилей при максимально возможном количестве въездов автомобилей в час.
Размещение запорно-регулировочной арматуры на трубопроводах отопления над местами хранения автомобилей не допускается.
8.3.9 Въездные (выездные) наружные ворота следует оборудовать воздушно-тепловыми завесами в отапливаемых стоянках автомобилей при размещении в зоне хранения 50 и более автомобилей, в помещениях постов ТО и ТР при количестве въездов-выездов через одни ворота пять и более и при расположении постов ТО и ТР ближе 4 м от наружных ворот.
8.3.10 В стоянках автомобилей закрытого типа в помещениях для хранения автомобилей следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию для разбавления и удаления вредных газовыделений по расчету ассимиляции, обеспечивая требования ГОСТ 12.1.005.
В многоэтажных стоянках автомобилей с изолированными рампами для каждого этажа проектируют отдельные приточные и вытяжные вентиляционные системы. Допускается проектировать общие системы для всех этажей стоянки автомобилей при условии отнесения их к одному пожарному отсеку.
В неотапливаемых наземных стоянках автомобилей закрытого типа приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением следует предусматривать только для зон, удаленных от открытых проемов в наружных ограждениях более чем на 20 м.
Расчет вентиляции стоянок автомобилей следует проводить при следующих исходных данных:
– воздухообмен в стоянках автомобилей индивидуального (личного) транспорта определяется расчетом при усредненном значении количества въездов и выездов, соответственно равном 2 % и 8 % общего количества машино-мест. При этом концентрацию оксида углерода (СО) следует принимать 20 мг/м3;
– воздухообмен в стоянках автомобилей кратковременного хранения при офисах и общего назначения определяется расчетом по максимальным значениям количества въездов и выездов. При этом концентрацию СО следует принимать в зависимости от продолжительности пребывания людей, но не более 1 ч, руководствуясь данными технологической части проекта и ГОСТ 12.1.005.
При этом в подземных стоянках автомобилей, встроенных в жилые здания, следует принимать 20 % превышение вытяжки над притоком.
Включение в работу систем вентиляции может быть выполнено по сигналам от датчиков измерения концентрации СО.
8.3.11 В вытяжных воздуховодах в местах пересечения ими противопожарных преград должны быть установлены противопожарные клапаны.
Транзитные воздуховоды за пределами обслуживаемого этажа или помещения, выделенного противопожарными преградами, следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 60.13330 и СП 7.13130.
8.3.12 Подачу наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции следует предусматривать в соответствии с СП 7.13130.
8.3.13 При пожаре должно быть предусмотрено отключение общеобменной вентиляции. Порядок (последовательность) включения систем противодымной защиты должен предусматриваться согласно СП 7.13130.
8.3.14 Управление системами противодымной защиты должно осуществляться в соответствии с СП 7.13130 и СП 484.1311500.
8.3.15 Шумопоглощение вентиляционного оборудования стоянок автомобилей, встроенных в жилые дома, выполняют в соответствии с разделом 9.
8.3.16 В неотапливаемых отдельно стоящих наземных стоянках автомобилей боксового типа допускается устройство автономных вытяжных вентиляторов в боксах.
8.3.17 Общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию предусматривают для обеспечения требуемых условий воздушной среды в помещениях хранения, моек, постов ТО и ТР закрытых неотапливаемых и отапливаемых стоянок автомобилей.
Вентиляцию помещений моек, постов ТО и ТР, изолированных рамп следует проектировать отдельно от вентиляции помещений хранения автомобилей.
8.3.18 В помещениях хранения автомобилей, проездах, рампах, помещениях
постов ТО и ТР, мойках вытяжную вентиляцию следует предусматривать из верхней и нижней зон помещений в равных долях.
8.3.19 В пределах одного пожарного отсека стоянки автомобилей допускается предусматривать общие приемные устройства наружного воздуха для систем приточной противодымной вентиляции и для систем приточной общеобменной вентиляции при условии установки противопожарных нормально открытых клапанов на воздуховодах приточных систем общеобменной вентиляции в местах пересечения ими ограждений помещения для вентиляционного оборудования.
8.3.20 Вентиляцию электрощитовых, помещений слаботочных систем и помещений вспомогательного назначения, кладовых, находящихся на территории пожарного отсека стоянки автомобилей и относящихся к нему, допускается вентилировать воздухом стоянки автомобилей (при категориях помещения хранения автомобилей В2–В4) с установкой малогабаритных вытяжных вентиляторов в этих помещениях. При этом на приточных решетках в стенах помещений электрощитовых и слаботочных систем рекомендуется устанавливать фильтры. К слову сказать, помещение стоянки как раз там, где хранятся автомобили, как правило категорировались по В1. И это вполне объективно, с учетом автомобильных шин (резина) и бензина в баках. Это теоретически, если хранятся трактора на гусеничном ходу, может получится В2. И то вряд ли. По-этому, вентиляцию помещений вспомогательного назначения следует быть готовым проектировать отдельными установками.
8.3.21 Оборудование систем вентиляции подземных стоянок автомобилей вместимостью более 25 машино-мест должно иметь 100 % резервирование. Допускается применение 100 % резервирования только для вытяжных установок, в том числе с резервными вентиляторами в вентиляторной секции.
Для помещений парковщика и дежурного персонала следует резервировать оборудование систем приточной вентиляции.
8.4 Сети электроснабжения
8.4.1 Электроснабжение и электротехнические устройства стоянок автомобилей следует проектировать в соответствии с требованиями [3] и [8].
[3] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
[8] ПУЭ Правила устройства электроустановок (7-е изд.)
8.4.2 По обеспечению надежности потребителей электроснабжения стоянки автомобилей в соответствии с СП 6.13130 следует относить к следующим категориям:
а) к первой категории – электроустановки, используемые в противопожарной защите, в том числе для автоматического пожаротушения и автоматической сигнализации, противодымной защиты, лифтов для перевозки пожарных подразделений, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, электроприводов механизмов противопожарных ворот, внутреннего противопожарного водопровода систем автоматического контроля воздушной среды в помещениях хранения газобаллонных автомобилей;
б) ко второй категории – электроприводы лифтов и других механизированных устройств для перемещения автомобилей; электроприводы механизмов открывания ворот без ручного привода;
в) к третьей категории – остальные электропотребители технологического оборудования стоянок автомобилей.
8.4.3 Требования к организации электроснабжения противопожарной защиты приведены в СП 6.13130.
По заданию на проектирование при организации самостоятельного вводно- распределительного устройства для стоянок автомобилей, встроенных в жилые и многофункциональные комплексы, допускается присоединение электрокабелей, питающих противопожарные устройства, непосредственно к вводно-распределительным устройствам стоянок автомобилей. Место присоединения следует выполнять в соответствии с пунктом 8.10 СП 256.1325800. А вот это очень спорное утверждение. Я бы не спешил руководствоваться. Все таки данное СП не включено в Перечень документов, исполнение которых гарантирует выполнение требований ФЗ-123. Есть СП6.13130.2021 г. Вот им и следует руководствоваться.
8.4.4 Кабельные линии, питающие системы противопожарной защиты, следует выполнять огнестойкими кабелями с медными жилами. Их использование для других электроприемников не допускается.
8.4.5 Освещение помещений хранения автомобилей следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 52.13330.
8.4.6 К сети аварийного (эвакуационного) освещения должны быть подключены световые указатели:
а) эвакуационных выходов на каждом этаже;
б) путей движения автомобилей;
в) мест установки соединительных головок для подключения пожарной техники;
г) мест установки первичных средств пожаротушения;
д) мест расположения наружных гидрантов (на фасаде сооружения);
е) номерных знаков на фасаде здания, сооружения;
ж) входов в помещение насосной пожаротушения.
8.4.7 Пути движения автомобилей внутри стоянок автомобилей, а также пути эвакуации должны быть оснащены указателями, ориентирующими водителя и пешеходов.
Световые указатели направления движения автомобилей устанавливаются у поворотов, в местах изменения уклонов, на рампах, въездах на этажи и располагаются на высоте 2 и 0,5 м от пола в пределах прямой видимости из любой точки проездов автомобилей.
Эвакуационные знаки безопасности по путям эвакуации предусматриваются согласно СП 52.13330.
Световые указатели мест установки соединительных головок для пожарной техники, мест установки пожарных кранов должны включаться автоматически при срабатывании систем пожарной автоматики с учетом требований СП 439.1325800.
8.4.8 На фасадах зданий и сооружений стоянки автомобилей необходимо предусматривать установку световых указателей расположения гидрантов. Световые указатели должны включаться автоматически при срабатывании систем пожарной автоматики.
8.4.9 Кабельные линии и электропроводка систем инженерно-технического обеспечения, в том числе противопожарной защиты, должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций в соответствии с [3, статья 82].
[3] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
8.4.10 При устройстве в стоянке автомобилей, в том числе при хранении автомобилей в боксах, мест для зарядки электромобилей (зарядных колонок, станций) необходимо учитывать следующие положения:
– места для зарядки располагают вдоль проездов для автомобилей и проходов для людей;
– степень защиты оболочки электрооборудования, применяемого для зарядки электромобилей, должна быть не менее IP44;
– электрические сети следует оснащать автоматическими выключателями и устройствами защитного отключения, управляемыми дифференциальным током;
– электрооборудование, применяемое для зарядки батарей электромобилей, следует автоматически обесточивать при получении сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты.
8.4.11 Проектирование зарядных колонок (станций) для транспортных средств следует осуществлять с учетом ГОСТ Р МЭК 61851-1, ГОСТ Р МЭК 62196-1.
В системе электроснабжения следует предусматривать устройства защитного отключения.
8.4.12 При проектировании электроснабжения предусматривают защитные меры безопасности. Все металлические нормально нетоковедущие части электрооборудования заземляют в соответствии с требованиями [8]. В качестве зануления электрооборудования используют нулевой провод электросети (освещения), дополнительно проложенный провод и стальные трубы электросети.
8.4.13 Требования к молниезащите зданий и сооружений стоянок автомобилей приведены в [8].
Меры защиты, в том числе возможность применения молниеприемных сеток и их конструкция, определяются в соответствии с [8] в зависимости от требуемой категории молниезащиты.
8.5 Сети (системы) связи и сигнализации
8.5.1 Общие положения
Системы связи и сигнализации стоянок автомобилей выполняют в соответствии с СП 3.13130, СП 134.13330 и заданием на проектирование.
Построение систем связи и сигнализации следует предусматривать с учетом деления на пожарные отсеки.
Здания и помещения стоянок автомобилей необходимо оснащать:
– системой охранной сигнализации;
– системой телефонной связи общего пользования;
– системой диспетчерской (технологической) связи (при наличии технических помещений);
– системой контроля и управления доступом (в том числе система ограничения въезда-выезда автомобилей);
– системой охранного телевидения (видеонаблюдения);
– системой автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования (в том числе измерение концентрации СО);
– системой пожарной сигнализации;
– системой пожарной автоматики;
– СОУЭ.
Окончательный перечень систем определяется заданием на проектирование.
8.5.2 Система охранной сигнализации
Системой охранной сигнализации по заданию на проектирование должно быть обеспечено обнаружение несанкционированного доступа в охраняемые зоны, помещения стоянки автомобилей. Сигнал о срабатывании средств обнаружения должен выводиться в помещения дежурного персонала. Средствами обнаружения системы охранной сигнализации должны быть оснащены:
– двери технических помещений (с размещением оборудования, обеспечивающего функционирование систем жизнеобеспечения здания) – магнитоконтактными извещателями на открытие. Оснащение технических помещений иными средствами системы охранной сигнализации предусматривается по заданию на проектирование;
– помещения КПП – тревожными извещателями с выводом сигнала тревоги в помещение дежурного персонала (диспетчерская, пост охраны, центральный пост управления систем безопасности и пр.). В случае если КПП и помещение дежурного персонала совмещены, оснащение таких помещений тревожными извещателями допускается не предусматривать.
По заданию на проектирование выполнение функций системы охранной сигнализации предусматривается средствами системы контроля и управления доступом (двери технических помещений).
8.5.3 Система телефонной связи общего пользования
Система телефонной связи общего пользования должна предусматривать возможность своевременного вызова экстренных служб. Телефонной связью общего пользования должны быть оснащения помещения дежурного персонала (диспетчерская, КПП).
8.5.4 Система диспетчерской (технологической) связи
Системой диспетчерской (технологической) связи должна быть обеспечена оперативная переговорная связь технических и служебных помещений.
Допускается устройство диспетчерской (технологической) связи на основе оборудования автоматической телефонной станции с установкой в качестве переговорных устройств телефонных аппаратов. В этом случае допускается по заданию на проектирование подключение системы к телефонной связи общего пользования.
Рекомендуется в систему диспетчерской (технологической связи) по заданию на проектирование включать аппаратно-программный комплекс с системой автоматизации деятельности единой дежурно-диспетчерской службы муниципальных служб различных направлений, системы приема и обработки сообщений, системы обеспечения вызова экстренных и других муниципальных служб различных направлений деятельности, системы мониторинга, прогнозирования, оповещения и управления всеми видами рисков и угроз, свойственных данному муниципальному образованию.
8.5.5 Система контроля и управления доступом
Система контроля и управления доступом должна обеспечивать предотвращение несанкционированного доступа на территорию стоянки автомобилей. Системой контроля и управления доступа в соответствии с заданием на проектирование оборудуют:
– входы в стоянку автомобилей;
– въезд-выезд на территорию стоянки автомобилей;
– проходы в иные функциональные зоны (помещения) здания, в которое встроена стоянка автомобилей (при наличии);
– прочие зоны и помещения, определенные заданием на проектирование.
Идентификаторы системы контроля и управления доступом должны быть защищены от клонирования (копирования). Контроллеры должны размещаться в запираемых шкафах (боксах). Шкафы (боксы) должны быть оснащены датчиком вскрытия корпуса.
Рекомендуется установка контроллеров в специальных помещениях для размещения оборудования систем связи и сигнализации.
Мониторинг и управление системой контроля и управления доступом должны осуществляться из помещения дежурного персонала.
Для стоянки автомобилей должна быть предусмотрена система ограничения въезда-выезда с ее территории.
8.5.6 Система охранного телевидения (видеонаблюдения)
Системой охранного телевидения (видеонаблюдения) по заданию на проектирование должно быть обеспечено формирование видеосигнала и видеоизображения зон для контроля и оценки текущей ситуации в местах наблюдения, архивирование видеоинформации для дальнейшего анализа произошедших ситуаций.
Система охранного телевидения (видеонаблюдения) должна контролировать следующие зоны и помещения:
– входы в стоянку автомобилей;
– въезд-выезд на территорию (с территории) стоянки автомобилей;
– лифтовые холлы (при наличии);
– прочие зоны и помещения, определенные заданием на проектирование.
Систему охранного телевидения (видеонаблюдения) рекомендуется по заданию на проектирование информационно интегрировать с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» [9].
[9] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»
8.5.7 Система автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования
Системой автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования должны быть обеспечены: мониторинг, управление и диспетчеризация оборудования инженерных систем.
В стоянках автомобилей закрытого типа следует предусматривать установку приборов для измерения концентрации СО и соответствующих сигнальных приборов по контролю СО в помещении с круглосуточным дежурством персонала.
8.5.8 Система пожарной сигнализации
Систему пожарной сигнализации следует предусматривать в соответствии с СП 484.1311500, СП 486.1311500.
8.5.9 Система пожарной автоматики
Систему пожарной автоматики следует предусматривать в соответствии с СП 484.1311500, СП 486.1311500.
8.5.10 Система оповещения и управления эвакуацией
Систему оповещения и управления эвакуацией следует предусматривать в соответствии с СП 3.13130, СП 484.1311500, СП 486.1311500.
9 Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований и требований в области охраны окружающей среды
9.1 Требования к обеспечению норм по микроклимату, к защите от атмосферных осадков, грунтовых вод и от увлажнения конденсатом, мероприятия по обеспечению энергоэффективности приведены в СП 467.1325800.
9.2 В помещениях зданий, в которые встроены стоянки автомобилей, должен быть обеспечен уровень шума в соответствии с СП 51.13330. Для стоянок автомобилей, встроенных в жилые дома, необходимо предусматривать шумо- и виброизоляцию вентиляционных установок с учетом их работы в ночное время.
9.3 При проектировании систем вентиляции необходимо обеспечивать снижение уровня шума до нормированного уровня за счет:
– размещения оборудования в отдельных помещениях со звукоизоляцией;
– применения оборудования с пониженным числом оборотов;
– применения виброизолирующих оснований;
– соединения оборудования с воздуховодами гибкими вставками.
9.4 Выбросы в атмосферу от автомобилей для строящихся или реконструируемых стоянок автомобилей определяют расчетом рассеивания выбросов от автомобиля (при разработке раздела проекта «Мероприятия по охране окружающей среды»). Методики расчетов рассеивания выбросов в атмосферу от автомобилей принимают по ежегодному перечню методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу1).
9.5 В стоянках автомобилей закрытого типа следует предусматривать установку приборов для измерения концентрации СО, а в помещении с круглосуточным дежурством персонала – соответствующих сигнальных приборов по контролю СО.
9.6 Расстояние от вытяжных вентиляционных шахт стоянок автомобилей от многоквартирных жилых домов, зданий дошкольных образовательных организаций, спальных корпусов домов-интернатов, медицинских организаций со стационаром следует принимать:
– не менее 15 м – для стоянок автомобилей вместимостью 100 машино-мест и более;
– не менее 10,0 м – для стоянок автомобилей вместимостью до 10 машино-мест.
Приемные отверстия воздухозаборных шахт следует располагать по СП 60.13330.
Расстояние от вытяжных вентиляционных шахт стоянок легковых автомобилей должно обеспечивать соблюдение следующих параметров:
– значения концентраций вредных веществ на территории дошкольных
образовательных организаций, спальных корпусов домов-интернатов, медицинских организаций со стационаром не должно превышать предельно допустимые концентрации с учетом фоновых концентраций (загрязнений) в соответствии с санитарно- эпидемиологическими и экологическими требованиями;
– уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука на территории и в помещениях зданий дошкольных образовательных организаций, спальных корпусов домов-интернатов, медицинских организаций со стационаром, рассчитанные в порядке, определенном СП 51.13330, не должны превышать значений, установленных санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями.
Условия должны быть подтверждены результатами расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия и соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям при выполнении одного из следующих мероприятий или их комбинации:
– установку шумозащитных окон в зданиях дошкольных образовательных организаций, спальных корпусов домов-интернатов, медицинских организаций со стационаром;
– посадку зеленых насаждений с шагом посадки не более 0,5 м и высотой не менее 1,5 м на всем протяжении ненормативного приближения стоянок автомобилей;
– устройство сплошного (глухого) ограждения высотой не менее 1,5 м от планировочной отметки земли (допускается вместо ограждения выполнять сплошные стены высотой не менее 1,5 м, совмещенные с элементами благоустройства территории).
9.7 При вместимости стоянок автомобилей до 100 машино-мест расстояние от вытяжных вентиляционных шахт до указанных зданий и возвышение их над уровнем кровли сооружения определяют расчетом рассеивания выбросов в атмосферу и уровней шума на территории жилой застройки по [13].
9.8 Вентиляционные выбросы из подземных стоянок автомобилей, расположенных под жилыми и общественными зданиями, должны быть организованы на 1,5 м выше конька крыши самой высокой части здания или каждого здания комплекса, под которым находится стоянка автомобилей, при соблюдении требования расположения выбросов в плане не менее 15 м до соседнего здания.
9.9 При размещении подземных стоянок автомобилей под проездами, скверами, дворовыми территориями вытяжные вентиляционные шахты из помещений хранения предусматривают высотой не менее 3 м над уровнем земли и располагают на расстоянии не менее 15 м от жилых и общественных зданий, детских игровых и спортивных площадок.
9.10 Для предотвращения избыточного увлажнения внутренних поверхностей наружных ограждающих конструкций конденсационной влагой необходимо обеспечить поддержание в помещениях проектного режима отопления и вентиляции.
9.11 При реализации мероприятий по повышению энергоэффективности, обеспечению безопасного уровня воздействия на окружающую среду, а также по обеспечению безопасности персонала и посетителей необходимо руководствоваться требованиями СП 255.1325800, СП 60.13330, СП 7.13130 и [2].
9.12 Для исключения отрицательного влияния на окружающую среду следует выполнять мероприятия по обезвреживанию промышленных стоков, улавливанию и очистке технологических и вентиляционных выбросов, внедрению безотходной и малоотходной технологий.
9.13 Очистные сооружения производственных сточных вод стоянок автомобилей и гаражей могут быть отдельно стоящими или размещаться внутри зданий, кроме жилых зданий, медицинских организаций, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций.
Сточные воды от мытья пола помещений хранения автомобилей, постов ТО и ТР необходимо направлять на локальные очистные сооружения.
9.14 Очистные сооружения, предназначенные для очистки производственных и поверхностных сточных вод, следует предусматривать в соответствии с СП 32.13330.
9.15 Защиту канализационной сети и очистных сооружений от засорения при поступлении сточных вод от мойки автомобилей следует предусматривать в соответствии с СП 30.13330 и СП 32.13330.
9.16 В постах мойки автомобилей следует предусматривать водоотводные лотки с уклоном не менее 3 %. Уклон пола постов мойки должен быть не менее 3 % в сторону лотка.
9.17 Уклоны и диаметры самотечного трубопровода отвода сточных вод от мойки автомобилей определяются по СП 30.13330 и СП 32.13330 в соответствии с технологическим заданием.
9.18 Трапы и колодцы для приема сточных вод от мытья полов в помещениях хранения, постов ТО и ТР автомобилей следует размещать на проездах и проходах между автомобилями.
10 Энергосбережение
10.1 Помещения стоянки автомобилей допускается предусматривать без естественного освещения. Естественное освещение помещений с постоянным пребыванием людей следует обеспечивать в соответствии с требованиями СП 52.13330.
10.2 В отапливаемых стоянках автомобилей расчетную температуру воздуха в помещениях стоянки следует принимать согласно 8.3.5.
10.3 В целях снижения эксплуатационных энергетических затрат целесообразно принимать объемно-планировочные решения стоянок автомобилей с минимальным значением показателя компактности, представляющего собой отношение площади поверхности наружных ограждающих конструкций здания к его объему, или неотапливаемые, невентилируемые открытые стоянки автомобилей.
10.4 Системы вентиляции должны иметь автоматическое или ручное регулирование в соответствии с СП 60.13330. Системы отопления здания должны быть оснащены приборами для регулирования теплового потока.
Габариты машиномест на стоянке автомобилей определяются в соответствии с Приложениями А и Б к настоящему своду правил. Приложения можно скачать из библиотеки нормативщика на нашем сайте Норма П.Б. или пройдя по прямой ссылке приложения А и Б.
На этом документ закончен, и соответственно, завершается наша статья. Буде рад, если наша статья кому-то помогла понять положения свода правил, разобраться в формулировках.
Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:
Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242
Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157
Мы в Facеbook – https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/
Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/
Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com
Мы в Твитере – https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL
Мы на Яндекс Дзен – https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c
Мы в Телеграмме – https://t.me/norma_pb