Статья №3 заключительная СП 156.13130.2014 СТАНЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЗАПРАВОЧНЫЕ.
Приветствую всех Читателей нашего Сайта и Коллег по цеху! Сегодня мы продолжим читать достаточно старенький СП с новыми «примочками», вступившими в действие с 1 марта 2024 года. Поскольку, на настоящее время существует старая редакция СП156.13130.2014 и плюс еще список измененных пунктов отдельным документом (что не совсем удобно), мы взяли на себя труд, в соответствии с изменениями, подкорректировать сам текст, так чтобы документ просто стал обновленным и все. Не совсем «комильфо» смотреть в одну книгу, а потом в исправления – где там читать, а где «рыбу заворачивать». Редакцию 2024 года я помечу синим шрифтом. Как и ранее и всегда, особо интересные значимые места документа будут написаны красным шрифтом, а мои комментарии (при их наличии) синим шрифтом. Итак, приступим, Вашему вниманию третья статья заключительная (часть) из трех частей на которые мы разделили документ. Первую и вторую часть документа Вы м ожете прочитать, пройдя по ссылке на статью нашего Сайта, соответственно:
https://www.norma-pb.ru/сп-156-13130-2014-станции-автомобильные-заправоч/
https://www.norma-pb.ru/сп-156-13130-2014-станции-автомобильные-заправоч-2/
Далее, мы продолжаем документ с того самого места, на котором закончилась первая статья.
9. Выбор типа противопожарных преград
9.1. В случаях, предусмотренных положениями нормативных правовых актов, минимально допустимые расстояния между АЗС и соседними объектами, регламентированные требованиями настоящего свода правил, допускается уменьшать при применении противопожарных преград, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы АЗС.
При этом противопожарные преграды не должны препятствовать действиям пожарных подразделений по локализации и ликвидации пожара, а расчетные значения пожарного риска не должны превышать следующие допустимые значения:
величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях и на территории АЗС для лиц не из числа ее персонала не должна превышать одну миллионную в год;
величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на АЗС для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи АЗС, не должна превышать одну стомиллионную в год;
величина социального пожарного риска воздействия опасных факторов пожара на АЗС для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи АЗС, не должна превышать одну десятимиллионную в год.
В качестве противопожарных преград могут рассматриваться обоснованные в документации на применяемую технологическую систему АЗС минимально допустимые расстояния, противопожарные стены, экраны, водяные завесы и/или иные мероприятия, а также их совокупность.
9.2. Основанием для возможного снижения минимальных допустимых расстояний является расчет пожарного риска, осуществляемый с учетом значений частот отказа оборудования технологической системы АЗС, применяемых противопожарных преград, определенных производителями этих систем и преград, исходя из гарантируемого ими качества изготовления, свойств применяемых материалов и конструктивных особенностей.
9.3. Расчет пожарного риска, содержащийся в документации на применяемую технологическую систему АЗС, должен соответствовать требованиям [5].
Приложение А
(справочное)
СИСТЕМЫ
КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ОДНОСТЕННЫХ РЕЗЕРВУАРОВ
ИЛИ МЕЖСТЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ДВУСТЕННЫХ РЕЗЕРВУАРОВ
И ТРУБОПРОВОДОВ
А.1. Системы периодического контроля герметичности одностенных резервуаров для хранения топлива
А.1.1. Контроль герметичности одностенных подземных резервуаров можно проводить путем периодического отбора проб (газовых или жидкостных), осуществляемого в наиболее низкой части пространства, образуемого стенками резервуаров и оболочек, для их анализа на наличие топлива. С этой целью в материале, которым заполняется указанное пространство, следует предусматривать специальные замерные патрубки.
А.1.2. Контроль герметичности одностенных резервуаров можно проводить, осуществляя наблюдение за падением уровня топлива в резервуаре в период его длительного хранения (операции приема и выдачи топлива не проводятся в течение 3 часов и более) путем нескольких замеров метроштоком или посредством высокоточного электронного уровнемера.
А.1.3. Контроль герметичности одностенных резервуаров можно проводить посредством периодических пневматических испытаний. Испытания должны проводиться путем создания в опорожненных от топлива резервуарах избыточного давления инертного газа и последующего наблюдения за его сохранением в течение не менее 30 минут. Для исключения возможности повреждения резервуара при проведении пневматических испытаний в арматуру, предусматриваемую в конструкции технологической системы для указанных испытаний, следует включать предохранительный клапан, предотвращающий превышение допустимого избыточного давления в резервуаре, регламентированного документацией на технологическую систему АЗС.
А.1.4. Контроль герметичности одностенных резервуаров можно проводить посредством периодического обследования негорючего материала, которым заполнено пространство между оболочкой и резервуаром, на предмет наличия топлива методом сравнения электрофизических свойств указанного материала.
Собственно, все сводится к наблюдению за следами от утечек и еще испытание емкости давлением. Последнее выполнить очень затруднительно, при работающей АЗС.
А.2. Системы периодического контроля герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров для хранения жидкого моторного топлива
А.2.1. Контроль герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров можно проводить посредством периодических пневматических испытаний. Испытания должны проводиться путем создания избыточного давления инертного газа в указанном пространстве при выполнении требований, указанных в пункте А.1.3 настоящего приложения.
А.2.2. Контроль герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров жидкого моторного топлива можно проводить путем периодического контроля уровня жидкости, которой заполняется межстенное пространство.
В качестве такой жидкости допускается использовать вещества, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям: плотность жидкости должна быть выше плотности топлива; температура вспышки жидкости не должна быть ниже 100 °C, жидкость не должна вступать в реакцию с материалами и веществами, применяемыми в конструкции резервуара, и топливом; жидкость должна сохранять свойства, обеспечивающие ее функциональное назначение при температурах окружающей среды в условиях эксплуатации резервуаров.
Жидкостью должно быть заполнено все межстенное пространство резервуара. Межстенное пространство должно быть оснащено системой откачки из него жидкости закрытым способом. Возможность образования воздушного пространства при увеличении плотности жидкости за счет снижения температуры окружающего воздуха должна быть исключена (посредством устройства расширительного бака). Дыхательный патрубок межстенного пространства должен быть оборудован огнепреградителем.
Здесь уже проще – есть варианты. Контроль сводится к проверке герметичности объема между стенок. Ну а далее на выбор или просто давлением или жидкость налить как индикатор уровня. Оба варианта имеют сложности, так как первый связан с обязательным выполнением требования 1.3, то есть опорожнения резервуара от топлива, а второй связан с закачкой т откачкой контрольной жидкости. Оба эти варианты могут быть постоянными, то есть закачал газ/жидкость, и пусть это вещество там будет для постоянного контроля уровня, с помощью применения автоматической системы датчиков давления или уровня жидкости.
А.3. Системы постоянного контроля герметичности одностенных резервуаров для хранения жидкого моторного топлива
А.3.1. Контроль герметичности одностенных резервуаров можно проводить путем непрерывного наблюдения за наличием утечек топлива в наиболее низкой части пространства, образуемого стенками резервуаров и оболочек, в автоматическом режиме с использованием специальных стационарно установленных датчиков.
А.3.2. Контроль герметичности одностенных резервуаров можно проводить путем непрерывного наблюдения за сохранением массового баланса топлива в технологической системе с использованием автоматизированной системы количественного учета топлива при его приеме, хранении и выдаче.
А.4. Системы постоянного контроля герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров для хранения топлива
А.4.1. Контроль герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров можно проводить путем непрерывного автоматического контроля уровня жидкости, которой заполняется межстенное пространство, с помощью соответствующего датчика-сигнализатора уровня.
Порог срабатывания системы должен соответствовать уменьшению высоты столба жидкости в расширительном баке, установленном над межстенным пространством резервуара, на величину, указанную в документации на технологическую систему АЗС. При этом на систему контроля герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров распространяются требования, изложенные в пункте А.2.2 настоящего приложения.
А.4.2. Контроль герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров можно проводить путем непрерывного автоматического контроля избыточного давления инертного газа в межстенном пространстве резервуара с помощью соответствующего датчика-сигнализатора давления.
Величина избыточного давления инертного газа не должна превышать 0,02 МПа. Для предотвращения превышения величины избыточного давления в межстенном пространстве резервуара, равной 0,02 МПа, необходимо предусматривать предохранительный клапан.
Порог срабатывания системы должен соответствовать уменьшению давления в межстенном пространстве на величину, указанную в документации на технологическую систему АЗС.
А.5. Системы объединенного контроля герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров для хранения топлива
Контроль герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров можно проводить путем непрерывного автоматического контроля за концентрацией паров топлива у дна межстенного пространства резервуара с помощью соответствующего датчика-сигнализатора в сочетании с периодическим контролем, осуществляемым путем периодических пневматических испытаний, требования к которым изложены в пункте А.2.1 настоящего приложения.
Порог срабатывания системы должен соответствовать превышению величины концентрации этих паров, равной 20% от наименьшего из значений НКПР паров топлив, допускаемых к хранению в резервуаре. Для исключения возможности воспламенения паров топлива в межстенном пространстве резервуара это пространство должно заполняться инертным газом (например, азотом) путем вытеснения воздуха. При этом концентрация кислорода в межстенном пространстве резервуара не должна превышать 10% объемных.
А.6. Системы постоянного контроля герметичности межстенного пространства двухоболочечных резервуаров для хранения СПГ
Контроль герметичности межстенного пространства двухоболочечных резервуаров для хранения СПГ можно проводить путем непрерывного автоматического контроля величины вакуума в межстенном пространстве резервуара с помощью соответствующего датчика-сигнализатора давления.
Порог срабатывания системы должен соответствовать изменению величины разряжения в межстенном пространстве, указанному в документации на технологическую систему АЗС.
Приложение Б
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К АЗС ЖИДКОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА, НА КОТОРЫХ
ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ ОДНОСТЕННЫХ
НАДЗЕМНЫХ РЕЗЕРВУАРОВ
Б.1. Применение одностенных резервуаров с надземным расположением допускается только на АЗС, размещаемых вне территорий населенных пунктов и предприятий, при выполнении требований настоящего свода правил, а также с учетом изложенных ниже положений.
Б.2. Разделение контейнерной АЗС на типы А и Б проводится исходя из условий:
тип А – общая вместимость резервуаров АЗС от 20 до 60 м3; тип Б – общая вместимость резервуаров АЗС не более 20 м3.
Общая вместимость резервуаров модульной АЗС должна составлять: для типа А – от 40 до 100 м3, для типа Б – не более 40 м3.
Единичная емкость резервуаров не должна превышать 10 м3.
Б.3. Минимальные расстояния от АЗС с одностенными надземными резервуарами до других объектов принимаются в соответствии с таблицей Б.1.
Таблица Б.1
Б.4. Резервуары контейнера хранения топлива должны быть установлены в емкость для сбора аварийного пролива топлива. Вместимость указанной емкости должна быть не менее вместимости наибольшего из резервуаров контейнера хранения топлива.
Б.5. При установке нескольких резервуаров в общую емкость для сбора аварийного пролива топлива эту емкость следует секционировать перегородками, размещаемыми между резервуарами. Высота перегородок должна быть не менее половины высоты борта указанной емкости. Перегородки должны быть выполнены из негорючих материалов. Места соединений перегородок с емкостью должны быть герметичными.
Б.6. Контейнеры хранения топлива должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения
Приложение В
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНОМУ ПУНКТУ ЖИДКОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА
В.1. Минимальные расстояния от технологического оборудования и сооружений топливозаправочного пункта жидкого моторного топлива до зданий, сооружений и наружных установок предприятия, на котором он размещается, следует принимать в соответствии с таблицей В.1.
В.2. Помещение операторной топливозаправочного пункта допускается размещать в зданиях другого назначения категории В или Д при обеспечении визуального контроля из этого помещения за процессами наполнения резервуаров из АЦ и выдачи топлива потребителям.
Например, организация видеонаблюдения за процессом.
В.3. Эвакуационные выходы из близлежащих к топливозаправочному пункту зданий и сооружений предприятия, предназначенных для одновременного пребывания 50 человек и менее, должны размещаться на расстоянии не менее 12 м от наземно расположенного топливного оборудования АЗС и площадок для АЦ, а более 50 человек – не менее 15 м.
Таблица В.1
Приложение Г
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПЕРЕДВИЖНЫМ АВТОЗАПРАВОЧНЫМ СТАНЦИЯМ ЖИДКОГО
МОТОРНОГО ТОПЛИВА
Г.1. Размещение ПАЗС в пределах населенных пунктов допускается только на территории традиционных АЗС в период проведения на АЗС регламентных и ремонтных работ, не связанных с огневыми работами, заполнением и выдачей топлива с использованием оборудования этих АЗС. Во время нахождения ПАЗС на территории традиционных АЗС эксплуатация зданий сервисного обслуживания не допускается. ПАЗС следует устанавливать на специально оборудованных для этой цели площадках, предусматриваемых в районах, недостаточно обеспеченных АЗС других типов.
Г.2. Места расположения площадок для установки ПАЗС должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящим сводом правил к АЗС с надземными резервуарами, и следующим дополнительным положениям:
на территории традиционных автозаправочных станций ПАЗС должны размещаться рядом с заправочным островком на одном из проездов таким образом, чтобы был обеспечен безопасный подъезд транспортных средств для заправки по противоположному проезду, относящемуся к этому островку. При этом спереди и сзади ПАЗС следует устанавливать временные ограждения;
площадку для установки ПАЗС следует выбирать, исходя из условия возможности только одностороннего подъезда к ней транспортных средств с продольной стороны ПАЗС;
расстояние от ПАЗС до приемных колодцев ливневой канализации должно быть не менее 10 м;
площадка для установки ПАЗС и подъезды к ней должны иметь твердое покрытие, исключающее проникновение топлива в грунт;
площадка для установки ПАЗС должна быть оснащена устройством подсоединения заземления ПАЗС в соответствии с [3].
Г.3. Единичная емкость резервуаров (камер) ПАЗС, предназначенных для использования на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м3, а ПАЗС, предназначенных для использования вне населенных пунктов, – 20 м3.
Г.4. Использование автотопливозаправщиков в качестве ПАЗС запрещается.
Г.5. Технологическая система ПАЗС должна отвечать требованиям, предъявляемым к технологической системе АЗС с надземным расположением резервуаров, при этом:
использование одностенных резервуаров и двустенных с одностенным перекрытием не допускается;
система непрерывного автоматического контроля за герметичностью межстенного пространства резервуара ПАЗС должна обеспечивать сохранение своей работоспособности как во время движения ПАЗС (с учетом возможных вибраций), так и при остановке ПАЗС;
дублирование элементов системы предотвращения переполнения резервуаров ПАЗС допускается не предусматривать;
предохранительные мембраны резервуаров ПАЗС должны быть защищены от механических повреждений с обеспечением сохранения площади сбросного сечения при возможном опрокидывании ПАЗС. Оснащение резервуаров ПАЗС предохранительными клапанами взамен предохранительных мембран не допускается;
высота верхнего среза трубопровода линии деаэрации резервуара ПАЗС, определяемая от уровня проездов для транспортных средств на месте установки ПАЗС, должна быть не менее 2,5 м;
дыхательный клапан должен быть установлен над резервуаром ПАЗС с обеспечением проветривания окружающего его пространства. Конструкция дыхательного клапана должна обеспечивать предотвращение выхода через него жидкой фазы топлива при опрокидывании ПАЗС.
Г.6. Допускается использование для нескольких ТРК общего трубопровода подачи бензина или дизельного топлива из резервуара ПАЗС при условии наличия запорной арматуры на этом трубопроводе перед каждой ТРК.
Г.7. Внутренний резервуар должен быть оборудован устройствами, предотвращающими образование в нем волны топлива при движении ПАЗС.
Г.8. Все подходящие к резервуару ПАЗС трубопроводы должны быть выполнены только с верхней разводкой. Места врезки (соединения патрубков, смотровых окон, штуцеров) в резервуар должны располагаться выше уровня топлива при номинальном заполнении резервуара.
Г.9. Конструкция ПАЗС должна обеспечивать возможность заполнения резервуара ПАЗС с полным опорожнением трубопровода наполнения от жидкого топлива. На трубопроводе наполнения в месте подсоединения его к резервуару должен быть установлен огнепреградитель. Указанный трубопровод должен быть оснащен запорной арматурой, устанавливаемой у заправочной муфты (если последняя не является самозакрывающейся при расстыковке соединения) и над цистерной.
Г.10. ТРК должны устанавливаться в технологическом отсеке, располагаемом в задней торцевой части (днище) резервуара ПАЗС. Технологический отсек должен быть оборудован поддоном для сбора утечек топлива.
Г.11. Электропитание ТРК должно осуществляться либо от независимого источника (при установке ПАЗС на территории АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива), либо от электрогенератора или аккумуляторов ПАЗС. Расстояние от технологического отсека и дыхательного клапана до моторного отсека, выпускной трубы базового автомобиля, электрогенератора и аккумуляторов должно быть не менее 3 м.
Подсоединительные разъемы кабелей электропитания и сигнальных кабелей должны иметь механические крепления, предотвращающие случайное их отсоединение. Отключение электропитания насосов линии выдачи должно обеспечиваться из технологического отсека и кабины водителя ПАЗС.
Г.12. На линиях выдачи рекомендуется предусматривать погружные насосы, жестко устанавливаемые в резервуаре на расстоянии не менее чем 0,05 м выше нижнего среза трубопровода наполнения.
В случае, если установка насосов линий выдачи топлива предусмотрена в технологическом отсеке ПАЗС или конструкция погружных насосов не обеспечивает прекращение поступления топлива по трубопроводу этой линии по принципу сифона, указанный трубопровод следует оснащать обратным клапаном, который должен препятствовать обратному току топлива при обесточивании насосов и открываться только при достижении разрежения или давления в этом трубопроводе, соответствующих разрежению или давлению, создаваемым насосом линии выдачи. Обратный клапан должен быть установлен либо внутри резервуара, либо в верхней точке трубопровода выдачи топлива. Над резервуаром (у места подсоединения трубопровода линии выдачи к резервуару) должна быть установлена запорная арматура. Выдача топлива потребителям самотеком запрещается.
Г.13. Исполнение оборудования ПАЗС должно предусматривать возможность проведения периодических гидравлических или пневматических (инертным газом) испытаний резервуара и трубопроводов на герметичность в соответствии с требованиями документации на технологическую систему ПАЗС, а также возможность пожаровзрывобезопасной очистки резервуаров от остатков хранимого топлива закрытым способом, дегазации и проветривания при подготовке их к ремонту.
Г.14. Конструктивное исполнение ПАЗС или способ ее установки должны предотвращать возможность ее повреждения вследствие наезда на нее транспортных средств на территории площадки ПАЗС.
Г.15. Шасси базового автомобиля ПАЗС должно отвечать требованиям ГОСТ 33666. (редакция 2024г.)
Приложение Д
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНОМУ ПУНКТУ С НАЛИЧИЕМ ГАЗОВОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА
Д.1. Минимальные расстояния от сооружений многотопливной АЗС, АГНКС, а также КриоАЗС и АГЗС, отвечающих требованиям к самостоятельному участку многотопливной АЗС, до зданий, сооружений и наружных установок автотранспортного предприятия (автотранспортного участка производственного предприятия), на котором она размещается, следует принимать в соответствии с таблицей Д.1.
Таблица Д.1
Примечания
1 Расстояния от оборудования для жидкого моторного топлива, входящего в технологическую систему многотопливной АЗС, до зданий, сооружений и наружных установок автотранспортного предприятия (автотранспортного участка производственного предприятия), на котором оно размещается, следует принимать в соответствии с таблицей В.1 настоящего свода правил.
2 Расстояния от технологического оборудования с наличием КПГ, указанные в строках 2, 3 и 5, допускается уменьшать не более чем на 50% при обеспечении предотвращения выброса струи природного газа при аварийном истечении и разлета осколков при физическом разрушении этого оборудования за пределы ограждения по пункту 8.2 настоящего свода правил, в сторону защищаемого объекта в горизонтальном направлении (подземное или заглубленное расположение, установка защитных экранов, отвечающих требованиям настоящего свода правил).
3 Расстояние от раздаточной колонки КПГ и/или СПГ до автомобильной дороги предприятия (за исключением дорог для электрифицированного транспорта с воздушными линиями токопроводов) допускается уменьшать не более чем на 50% при установке между дорогой и заправочным островком, для которого указанная колонка предназначена, защитного экрана, отвечающего требованиям настоящего свода правил.
4 Минимальное расстояние от сбросной трубы паров СУГ, паров СПГ и КПГ до зданий и сооружений предприятия определяется расчетом в соответствии с требованиями настоящего свода правил.
Д.2. Расстояния от многотопливной АЗС, КриоАЗС, отвечающих требованиям к самостоятельному участку многотопливной АЗС, и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами), эксплуатируемых в качестве топливозаправочного пункта автотранспортного участка производственного предприятия до зданий, сооружений и наружных установок этого предприятия, не относящихся к указанному автотранспортному участку, следует определять в соответствии с таблицей 5 настоящего свода правил.
Д.3. Минимальные расстояния от АГЗС с подземными одностенными резервуарами до зданий и сооружений автотранспортного предприятия или автотранспортного участка производственного предприятия, на котором она эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, допускается принимать в соответствии с таблицей Д.1 при условии, если в конструкции ее технологической системы предусмотрены дистанционные (из операторной или другого безопасного места) перекрытия первой от резервуаров запорной арматуры на подводящих и отводящих к ним трубопроводах СУГ и его паров, а также аварийный сброс из надземных участков указанных трубопроводов избыточного давления паров СУГ на сбросные трубы.
Минимальные расстояния от других АГЗС с одностенными резервуарами до зданий, сооружений и наружных установок автотранспортного предприятия (автотранспортного участка производственного предприятия), на котором она эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, следует принимать в соответствии с приложением Е к настоящему своду правил.
Д.4. Минимальные расстояния от КриоАЗС с резервуарами СПГ в кожухе до зданий и сооружений автотранспортного предприятия или автотранспортного участка производственного предприятия, на котором она эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, допускается принимать в соответствии с таблицей Д.1 при условии увеличения расстояний от указанных резервуаров и площадки для АЦ СПГ, регламентированных в строках 1 – 5 таблицы Д.1, на 30%.
Минимальные расстояния от КриоАЗС с резервуарами СПГ в кожухе, эксплуатируемой в качестве топливозаправочного пункта автотранспортного участка производственного предприятия до зданий, сооружений и наружных установок этого предприятия, не относящихся к указанному автотранспортному участку, следует определять в соответствии с приложением Ж к настоящему своду правил.
Приложение Е
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АГЗС С ОДНОСТЕННЫМИ РЕЗЕРВУАРАМИ ХРАНЕНИЯ СУГ
Е.1. На АГЗС с одностенными резервуарами не допускается размещать здания и сооружения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств, за исключением магазина сопутствующих товаров без торгового зала.
Нахождение лиц, не относящихся к персоналу АЗС и водителям транспортных средств, на заправочных островках на территории АЗС не допускается. Площадки высадки и посадки пассажиров, а также площадки подпора следует размещать вне территории АЗС.
Е.2. Здания АГЗС с одностенными резервуарами должны быть I или II степени огнестойкости класса С0 или С1.
Е.3. Минимальные расстояния от АГЗС с одностенными резервуарами до объектов, к ней не относящихся, а также до зданий и сооружений предприятия, на котором она эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, принимаются по таблице Е.1.
Таблица Е.1
Е.4. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АГЗС с одностенными подземными резервуарами следует принимать по таблице 6 настоящего свода правил. Минимальные расстояния до надземных резервуаров хранения СУГ следует увеличивать на 50% по сравнению с расстояниями, указанными в таблице 6 настоящего свода правил. При этом расстояния между надземными резервуарами должны быть не менее 20 м.
Е.5. Ввод трубопроводов, штуцеров и патрубков в резервуары для хранения СУГ должен осуществляться в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения.
Допускается предусматривать ввод трубопроводов ниже номинального уровня заполнения резервуаров при условии оборудования указанных вводов устройствами:
автоматически предотвращающими выход СУГ из резервуара при аварийных расходах газа по указанным трубопроводам;
обеспечивающими безопасное перекрытие трубопроводов;
защищенными от механических повреждений и воздействия пламени, способных привести к их отказу;
отвечающими требованиям пункта 8.24 настоящего свода правил.
Е.6. Трубопроводы с СУГ и его парами, проходящие по территории АГЗС, на которой предусматривается присутствие водителей, допускается размещать выше уровня планировочной площадки и выполнять одностенными при защите указанных трубопроводов теплоизоляцией, отвечающей требованиям пункта 6.6 настоящего свода правил, обеспечения условий проветривания теплоизолированных трубопроводов и исключения возможности их повреждения транспортными средствами.
Е.7. Общая вместимость резервуаров хранения СУГ не должна превышать 20 м3, единичная – 10 м3.
Общую и единичную вместимость резервуаров хранения СУГ на АГЗС, независимо от места ее размещения, допускается увеличивать не более чем в 2 раза при оснащении АГЗС наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим подачу воды на наружное пожаротушение и орошение с требуемым настоящим сводом правил расходом в течение времени полного выгорания СУГ из наибольшего резервуара (в том числе АЦ), применяемого на этой АГЗС.
Общую и единичную вместимость подземных резервуаров хранения СУГ на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза.
Е.8. На АГЗС допускается не предусматривать:
выполнение требований по пунктам 8.18, 8.32 и 8.33 настоящего свода правил;
автоматическое предотвращение возможности наполнения резервуаров топливом по пункту 8.22 настоящего свода правил;
дистанционное и автоматическое опорожнение отсеченных с обеих сторон надземных трубопроводов от СУГ по пункту 8.26 настоящего свода правил;
датчики довзрывоопасных концентраций на площадке для АЦ и заправочных островках по пункту 8.40 настоящего свода правил;
защиту сбросной трубы паров СУГ от воздействия пожара по пункту 8.42;
стационарные системы водяного орошения технологического оборудования с СУГ по пункту 8.50 настоящего свода правил;
противопожарный водопровод высокого давления.
Е.9. Подачу воды на наружное пожаротушение и охлаждение допускается осуществлять передвижной пожарной техникой от противопожарных водоемов или резервуаров вместимостью, определяемой расчетом, исходя из интенсивностей и времени тушения и охлаждения по пункту 8.52 настоящего свода правил, но не менее 200 м3, расположенных от АГЗС на расстоянии не более 200 м.
Приложение Ж
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КРИОАЗС С РЕЗЕРВУАРАМИ СПГ В КОЖУХЕ
Ж.1. На АЗС не допускается размещать здания и сооружения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств, за исключением магазина сопутствующих товаров без торгового зала.
Нахождение лиц, не относящихся к персоналу АЗС и водителям транспортных средств, на заправочных островках на территории АЗС не допускается.
Ж.2. Здания АЗС должны быть I или II степени огнестойкости класса С0 или С1.
Ж.3. Минимальные расстояния от КриоАЗС с резервуарами СПГ в кожухе до объектов, к ней не относящихся, а также до зданий и сооружений предприятия, не относящихся к автотранспортному участку, на котором указанная АЗС эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, принимаются по таблице Ж.1.
Таблица Ж.1
Ж.4. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями КриоАЗС с резервуарами СПГ в кожухе следует принимать по таблице 6 настоящего свода правил. При этом минимальные расстояния до резервуаров хранения СПГ следует увеличивать на 50% по сравнению с расстояниями, указанными в таблице 6 настоящего свода правил, и определять от ограждения указанных резервуаров. Расстояния между резервуарами СПГ в кожухе должны быть не менее двух диаметров наибольшего (в диаметре) резервуара.
Ж.5. Каждый резервуар СПГ в кожухе должен устанавливаться в замкнутом ограждении, отвечающем требованиям нормативных документов к ограждениям наземных (надземных) резервуаров для хранения СУГ. При этом следует обеспечить:
применение материалов, сохраняющих функциональное назначение замкнутого ограждения в условиях воздействия на них СПГ;
недопущение устройства дренажа атмосферных осадков из объема замкнутого ограждения посредством самотека;
недопущение установки оборудования, не относящегося к резервуару СПГ внутри замкнутого ограждения;
обеспечение дистанционного (из операторной или другого безопасного места) перекрытия первой от резервуара запорной арматуры на подводящих и отводящих к нему трубопроводов СПГ и его паров посредством запорной арматуры, расположенной в пределах замкнутого ограждения , за исключением насосного оборудования и испарителей подъема давления в резервуаре
Допускается разделение замкнутого ограждения на отдельные секции, при этом система контроля и обнаружения утечки должна обнаруживать утечки в любой из секций;
установку внутри замкнутого ограждения сигнализаторов довзрывоопасных концентраций в соответствии с требованиями пункта 8.40 настоящего свода правил, при срабатывании которых должны быть обеспечены автоматическая подача сигнала в операторную АЗС и автоматическое прекращение операции наполнения резервуара СПГ;
обеспечение визуального контроля (допускается посредством видеонаблюдения) за проведением операций хранения и наполнения резервуара СПГ из операторной АЗС.
Ж.6. Прокладка трубопроводов с СПГ и его парами по территории КриоАЗС, на которой предусматривается присутствие водителей, допускается только для подключения топливораздаточных колонок. При этом указанные трубопроводы должны прокладываться только в зоне заправочных островков
Ж.7. На КриоАЗС с резервуарами СПГ в кожухе допускается не предусматривать:
выполнение требований по пункту 8.32 настоящего свода правил;
защиту сбросной трубы паров СПГ от воздействия пожара по пункту 8.42 настоящего свода правил;
стационарные системы водяного орошения технологического оборудования СПГ по пункту 8.50 настоящего свода правил (за исключением резервуаров хранения СПГ, которые не отвечают требованиям пункта 6.6 настоящего свода правил);
противопожарный водопровод высокого давления (за исключением КриоАЗС с резервуарами хранения СПГ, которые не отвечают требованиям пункта 6.6 настоящего свода правил).
Ж.8. Подачу воды на наружное пожаротушение и охлаждение допускается осуществлять передвижной пожарной техникой от противопожарных водоемов или резервуаров вместимостью, определяемой расчетом, исходя из интенсивностей, времени тушения и охлаждения по пункту 8.52 настоящего свода правил, но не менее 200 м3. Противопожарные водоемы или резервуары должны располагаться на расстоянии не более 200 м от АЗС.
Приложение З
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕДВИЖНЫМ АВТОМОБИЛЬНЫМ КРИОАЗС, ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫМ И ГАЗОЗАПРАВОЧНЫМ СТАНЦИЯМ
З.1. Размещение и оснащение площадок передвижных автомобильных КриоАЗС, газонаполнительных и газозаправочных станций должно отвечать требованиям, предъявляемым к размещению и оснащению площадок стационарных автомобильных КриоАЗС, газонаполнительных компрессорных и газозаправочных станций соответственно.
З.2. Расстояние от сосудов передвижной автомобильной газонаполнительной станции, резервуара передвижной автомобильной КриоАЗС или газозаправочной станции до раздаточных колонок не нормируется в случае, если ее технологическая система отвечает следующим требованиям:
резервуар (сосуды) хранения газового топлива должен быть защищен от разгерметизации вследствие воздействия на него опасных факторов пожара транспортного средства с учетом возможного разрушения баллонов (сосудов) его топливной системы;
резервуар СПГ передвижной автомобильной КриоАЗС должен отвечать требованиям к двухоболочечному резервуару СПГ;
уплотнения в разъемных соединениях, расположенных между резервуаром передвижной автомобильной газозаправочной станции и первой запорной арматурой, обеспечивающей перекрытие места выхода СУГ и его паров из указанного резервуара в окружающее пространство, должны быть дублированы. Эти соединения должны быть оснащены системой постоянного автоматического контроля герметичности пространства между дублирующими друг друга уплотнениями, обеспечивающей при его разгерметизации автоматические сигнализацию персоналу АГЗС, перекрытие отходящих от резервуара трубопроводов, отключение насосов СУГ и раздаточных колонок;
резервуар передвижной автомобильной газозаправочной станции или КриоАЗС должен быть оснащен устройствами, автоматически предотвращающими выход из него сжиженного газа и его паров через трубопроводы выдачи и возврата паровой фазы при аварийных расходах газа по указанным трубопроводам;
резервуар передвижной автомобильной газозаправочной станции или КриоАЗС, технологическая система которой выполнена на базе автомобиля-цистерны, должен быть оснащен устройствами, обеспечивающими при включении двигателя автомобиля-тягача автоматическое прекращение поступления сжиженного газа из резервуара и возврата газа в резервуар с перекрытием соответствующих отходящих водящих и подводящих к резервуару трубопроводов;
технологическая система передвижной газонаполнительной станции или КриоАЗС должна обеспечивать возможность дистанционного (из безопасного места) отключения раздаточных колонок и насосов перекачивания, перекрытия отходящих от резервуара трубопроводов СУГ, СПГ и их паров, сброса избыточного давления природного газа из отключенного от резервуара СПГ и сосудов КПГ оборудования технологической системы на сбросные трубы. При этом конструкции передвижных автомобильных КриоАЗС, газонаполнительных и газозаправочных станций или способ их установки на площадках должны исключать возможность наезда транспортных средств на технологические системы указанных АЗС.
З.3. Установка защитного экрана у резервуара СУГ или СПГ допускается не более чем с одной стороны. При этом между экраном и резервуаром на высоте от 50 до 100 мм от поверхности площадки передвижной АЗС следует устанавливать датчики сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, обеспечивающие при достижении концентрации паров газового топлива величины, превышающей 20% от НКПР, автоматические сигнализацию персоналу станции, перекрытие отходящих от резервуара трубопроводов, отключение насосов сжиженного газа и раздаточных колонок. Защитный экран следует располагать параллельно преобладающему направлению ветров (по годовой “розе ветров”).
3.4. Транспортные средства передвижных автомобильных КриоАЗС, газонаполнительных и газозаправочных станций должны отвечать требованиям [2]
З.5. Наполнение топливом резервуаров (сосудов) блоков хранения топлива технологической системы передвижной АЗС непосредственно на территории этой АЗС не допускается.
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] | Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200 | |
[2] | ДОПОГ | Европейское Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 г. N 1262 |
[3] | ПУЭ | Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20 июня 2003 г. N 242 |
[4] | ППР | Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 |
[5] | Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах, утвержденная приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 10.07.2009 N 404 | |
[6] | Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. N 530 |
На этом, статью завершаю. У кого возникнут вопросы, добро пожаловать в комментарии – пишите, мы всегда читаем и отвечаем на возникшие вопросы. Кто хочет, может написать в рубрике Сайта “КОНСУЛЬТАЦИИ” – там обсуждения могут быть в более широком круге Читателей.
Желаем всем Удачи и процветания!
Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242
Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157
Мы в Facеbook – https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/
Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/
Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com
Мы в Твитере – https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL
Мы на Яндекс Дзен – https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c
Мы в Телеграмме – https://t.me/norma_pb