изменения ППР РФ с 1 марта 2023 года

 

изменения ППР РФ с 1 марта 2023 года

               Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Сегодня мы напоминаем Вам, что изменения ППР РФ, в рамках Постановления Правительства РФ от 24.10.2022 г. №1885, вступили в силу с 1 марта 2023 года. Наши коллеги из Сообщества ВК «Пожарная безопасность» взяли на себя труд наглядно внести исправления в текст ППР РФ и выложить в открытых источниках, за что им огромный респект. Данный документ с наглядными исправлениями (что было и что стало) можно скачать из библиотеки нормативщика на нашем сайте Норма ПБ или просто пройдя по ссылке  ППР РФ с изменениями от 10.2022г.

               Ну что же, давайте быстренько пробежимся по основным изменениям и проговорим свои мысли по этим нововведениям. Как обычно, сам пункт выделю красным цветом, а свои комментарии выделю синим шрифтом. Итак, всего существенных изменений 17 позиций и плюс так, мелочь разная, не особо значимая. Вот мы их и перечислим в хронологическом порядке.

  1. Пункт 2 ППР РФ теперь устанавливает возможность разработки инструкции о мерах ПБ не для каждого здания, а для группы однотипных зданий и сооружений. Звучит теперь пункт 2 следующим образом:

……… В отношении каждого здания, сооружения либо группы однотипных по функциональному назначению и пожарной нагрузке зданий и сооружений, расположенных по одному адресу (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем, индивидуальным предпринимателем или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации (далее – руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.

Здесь даже комментировать нечего – сразу так и надо было написать. Чего писанину лишнюю разводить.

  1. Пункт 14, касаемый исправности дверных доводчиков несколько дополнили и указали конкретного ответственного за исполнение данного пункта, а именно руководителя организации персонально:

Руководитель организации обеспечивает наличие и исправное состояние устройств для самозакрывания противопожарных дверей, а также дверных ручек, устройств “антипаника”, замков, уплотнений и порогов противопожарных дверей, предусмотренных изготовителем, а на дверях лестничных клеток, дверях эвакуационных выходов, в том числе ведущих из подвала на первый этаж (за исключением дверей, ведущих в квартиры, коридоры, вестибюли (фойе) и непосредственно наружу), приспособлений для самозакрывания.

Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).

Шикарное изменение, я считаю. Как правило, в рамках инспекции предприятий, выясняется, что даже противопожарные двери не закрываются самостоятельно, не говоря уже о дверях на лестничные клетки. А в средних школах так вообще двери на лестничную клетку на распашку, да еще подперты чем нибудь, чтобы не закрывались. В одной из школ завхоз вообще прикрутил упоры, которые препятствуют закрыванию этих дверей, не говоря уже о уплотнении в притворах. Это чтобы не разбили, говорит он. Вот пару раз директора оштрафуют, так директор проведет «дрессуру» в направлении устранения недостатков. Уговоров и объяснений не достаточно. Только штрафы и наказания помогут. Очень поддерживаю.

  1. В подпункт “б” пункта 16 Правил внесена оговорка, позволяющая использовать подвальные и цокольные этажи для хранения продукции и др. предметов, а также для организации производственных участков, если это не противоречит нормативным документам по ПБ.

На объектах защиты запрещается:

б) использовать чердаки, технические, подвальные, подземные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов, за исключением случаев, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;

Полная чушь – вряд ли пункт будет работать. То есть, как и ранее, нельзя, но кроме случаев разрешенных-установленных нормами. И что? Это какие такие случаи имеются ввиду? Это видимо, только один случай, когда складские помещения или производство в подвалах организованы и запроектированы до вступления в действие ФЗ-123. Тут может быть применен пункт 4 статьи 4 ФЗ-123. То есть ранее все соответствовало, вот и инспектируйте объект по тем старым нормам, которые действовали до ФЗ-123. А капитальные ремонты или реконструкции в отношении архитектурных особенностей и назначения помещений здания с тех пор не проводилась. Вот и все. Нате посмотрите технический паспорт, почитайте экспликацию и отвалите со своими притязаниями.

  1. Подпункт “г” пункта 16 Правил теперь недвусмысленно устанавливает требование о запрете глухих решёток в отношении окон подвалов, а также приямков у окон подвалов, являющихся аварийными выходами. Вот так теперь звучит пункт

г) устанавливать глухие решетки на окнах подвалов и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности;

Собственно, даже без включения слова «подвалов» было вполне ясно, что аварийный выход в принципе не должен быть наглухо заколочен. А окно подвала априори выходит в приямок, так как иначе, это был бы цоколь, а не подвал. Так себе изменение – масло масляное.

  1. Убрали подпункт «ж» в пункте 16, который звучал таким образом:

ж) размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир;

Странно, что пункт вычеркнули – чем помешал? Пункт то хороший!

  1. подпункт «к» несколько изменился – фразу «под лестничными маршами и на лестничных площадках» заменили. Пункт звучит теперь следующим образом:

к) устраивать в лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и площадками вещи, мебель, оборудование и другие предметы, выполненные из горючих материалов;

Любая лестничная площадка в лестничной клетке (кроме самой верхней) находится под другой лестничной площадкой. Вот значит, теперь можно захламить горючими материалами самую верхнюю площадку в лестничной клетке – не запрещено теперь, так как она не находится ПОД лестничной площадкой. …. Бред! Зачем это надо было изменять, скажите на милость? Было сформулировано вполне достойно и разумно.

  1. Конкретизировано, что эксплуатационным испытаниям подлежат пожарные лестницы металлические, наружные открытые (эвакуационные) лестницы (п.17 “б” Правил). Добавили слово «металлические» в текст пункта. Так вот получилось:

Руководители организаций:

б) организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц металлических, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Ну и что? А что они эти пожарные лестницы – пластилиновые что ли были?

  1. Уточнено, что форма журнала эксплуатации систем противопожарной защиты устанавливается руководителем объекта, при этом допускается ведение данного журнала в электронном виде (п.17.1 Правил).

Ну давайте, чтож теперь, похерим установленную в РД форму журнала и поменяем на другую, придуманную руководителем объекта. Еще какой руководитель попадется, а то скажет будем записывать на стикерах и булавками приштыривать записули к стенке – нам и так сойдет. Своя рука-владыка.

  1. Установлен перечень участков путей эвакуации и помещений, запоры на дверях которых должны открываться свободно изнутри без ключа (п.26 Правил):                                                                                                            Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, лестничных клеток, зальных помещений, за исключением объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

Ну, в общем, перечислили и слава богу …… в общем и так было понятно и неоспоримо.

  1. Для мебели и предметов, запрещённых к размещению на путях эвакуации, добавлены исключения (например, сидячие места для ожидания) (п.27 “б” Правил), при этом п.28 устанавливает необходимость соблюдения геометрических параметров эвакуационных путей. Так вот пункт теперь звучит:

б) размещать мебель (за исключением сидячих мест для ожидания) и предметы (за исключением технологического, выставочного и другого оборудования) на путях эвакуации, у дверей эвакуационных и аварийных выходов, в переходах между секциями, у выходов на крышу (покрытие), а также демонтировать лестницы, поэтажно соединяющие балконы и лоджии, лестницы в приямках, блокировать люки на балконах и лоджиях квартир;

Про сидячие места я одобряю, так как это разумно – гос. конторы, поликлиники и т.д. какие то минимальные удобства нужны для посетителей. А вот в отношении «выставочного» оборудования я против однозначно. Сейчас начнут рекламные баннеры выставлять в эвакуационных коридорах, а люди о них потом спотыкаться будут. Рекламщики вобще народ «без тормозов», а тут им еще взяли и исключение сделали. Да и технологическое оборудование – что кроется под этим? Зачем и кому эти все «реверансы», дающие лазейку от исполнения требований к эвакуационным путям? Ну и что, что в пункте 28 руководителя обязали сохранить габариты эвакуационных путей? Что с этого? Когда путь эвакуации в дыму, а люди в панике, то бегут не разбирая габаритов, снося все эти «выставочные хрени», падая и топча друг друга.

  1. Увеличена до ширины 1,4 м (было 0,5 м) требуемая минерализованная полоса, отделяющая граничащие с лесом объекты защиты. Кроме того, вокруг населённых пунктов, подверженных угрозе лесных (ландшафтных) пожаров, должна быть создана минерализованная полоса шириной не менее 10 метров (п.70 Правил).

Ну это дело такое ……. Что 0,5 …. Что 1,4 метра ….. не имеет решающего значения. Да и полоса 10-метровая – это все сложноконтроллируемая ипостась, да еще плюс извечная российское разгильдяйство и по…..м.

  1. Вводится требование о необходимости установки автономных дымовых пожарных извещателей в комнатах квартир и жилых домов некоторых категорий семей (многодетные и др.) (п.85.1 Правил). Вот такой пункт:

85.1. В комнатах квартир и жилых домов, не подлежащих защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, должны быть установлены и находиться в исправном состоянии автономные дымовые пожарные извещатели.

Эх…хе…..ну посмотрим как это все будет реализовываться и кто будет отвечать за сохранность и работоспособность этих автономников. Все это сомнительно.

  1. Требуемое время наблюдения за местом проведения огневых работ сокращено с 4 до 2 часов, при этом допускается дистанционное наблюдение, в т.ч. посредством видеонаблюдения (п.318, п.363 Правил).

Мне не очень нравится вот это дистанционное видеонаблюдение. Это вот будет не допускаться в том числе, а единственной мерой останется. А скорее всего, просто формальное наличие видеокамеры (даже если в нее никто не смотрит) будет поводом «забить болт» на наблюдение.

  1. Установлена необходимость вносить в инструкцию о мерах пожарной безопасности перечень должностных лиц, являющихся дежурным персоналом (при их наличии) (п.393 “м” Правил).

В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

м) перечень должностных лиц, являющихся дежурным персоналом на объекте защиты (при их наличии).

Перечня мало – нужны номера телефонов или иной способ экстренной связи.

  1. Утрачивает силу п.411 Правил, определяющий необходимость установки ящиков с песком и их объём (но они остаются в нормах комплектации пожарных щитов).

Не радует – ведет к уменьшению арсенала средств противопожарной защиты.

  1. Изменены ранги тушения модельных очагов в нормах обеспечения объектов переносными огнетушителями (приложение №1), а также для вагонов перевозки пассажиров (приложение №3).

Дело вкуса ……. Пофиг.

  1. В приложении №4 “Порядок использования открытого огня и разведения костров…” конкретизированы требования при сжигании сухой травы, веток, листвы и др. горючей растительности на индивидуальных земельных участках населённых пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках.

Пункт 2 «б» …… При использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности на индивидуальных земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 15 метров до зданий, сооружений и иных построек;

Это да, намного демократичнее, чем 50 метров!

Пункт 3 ….. При использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности в металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение горючих материалов за пределы очага горения, минимально допустимые расстояния, предусмотренные подпунктами “б” и “в” пункта 2 порядка, могут быть уменьшены вдвое. При этом устройство противопожарной минерализованной полосы не требуется.

Вот еще возможность сократить расстояние!

           Есть конечно еще некоторые изменения, но они, на мой взгляд, малозначащие, так просто включены, для объема изменений, для солидности, иначе говоря.  Ну почитаете в документе – там выделены они все.         

           Буду рад, если материалы данной статьи помогут Вам не допустить нарушений ПБ в вашей деятельности и не нарваться на карающую статью КОАП.

           Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

 Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook – https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com

Мы в Твитере – https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL

Мы на Яндекс Дзен – https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Мы в Телеграмме – https://t.me/norma_pb

изменения ППР РФ

изменения ППР РФ с 1 марта 2023 года: 2 комментария

  1. EvgenKuen

    Доброго всем!
    По п.14: Вы эти потоки в школах видели? Ералаш не зря снимают, когда учителя по стенкам стоят. Никакие двери на лестничные клетки там не стоят долго, поэтому и припирают их. Это нужно антипанику как в ТЦ ставить минимум, да кто ж их купит, другие заботы у страны. А директор единственный под статьями разными ходит и вместо учебного процесса по родителям с протянутой рукой ходит. хотя ни разу не собственник здания, а просто учитель с должностью.
    п. 7 Лестницы пожарные реально у некоторых в таком состоянии, что лучше бы уж пластилиновые, а то видимость одна.
    п. 8 Поддерживаю.
    Вся эта писанина за весь год перед приходом инспектора показуха одна.
    Проще в экселе файлик вести, гуглодоки есть в конце концов

    1. admin Автор записи

      И что Вы хотите этим сказать? Притворы дверей на выделенную лестничную клетку это вопрос выживания во время пожара. ВЫЖИВАНИЯ! Это понятно? Вот для этого необходимо установить на дверь доводчик, и уплотнители по краю двери набить. Чтобы дым на лестницу и другие этажи не попал. Причем тут антипаника? Эти двери без запоров. Их просто на просто, в порядке содержать нужно. А вот если во время пожара эта безопасная зона будет вся задымлена, так как двери не закрываются, и дети больше половины погибнут? Тогда чего предложите? Прокуратуре и уголовному суду предложите рассказать про ералаш, и про то как учителя по стеночке стоят? Нет, Уважаемый, штрафовать нужно, без всякой жалости. Как можно жестче! Мы проводим техническое обслуживание в нескольких средних школах и видим просто наплевательское отношение директоров к проблемам противопожарной защиты. Сигнализации, почти везде, уже более 20 лет! Да что эта сигнализация обнаружит, какой дым, если фотоэлементы в извещателях деградировали уже от времени. Им срок службы 10 лет. А они по 20 лет работают. Директору глубоко по хрену. Сделал когда то заявку несколько лет назад в департамент и живет дальше спокойно. Снял ответственность с себя. Мы спрашиваем, а он отвечает что он “прокукарекал, а там хоть не рассветай”! И пожарные лестницы туда же. Их испытывать нужно и дефектовать повреждения, составлять сметы, запрашивать финансирование и ремонтировать. Этим заниматься нужно. А зачем заниматься когда и так хорошо? Если раньше, когда на госзаказ работы эти не заставляли выставлять, так руководители шевелились. Оно и понятно, с каждого объема кусочек отката получали. А сейчас то нахрена им это нужно? Не интересно. Теперь только методами устрашения можно вынудить выполнять свои обязанности. Нет, я считаю, штрафовать и штрафовать необходимо жестоко – миллионы взыскивать с руководителя за нарушения противопожарных норм! И только так!

Добавить комментарий