допуск для проектирования систем противопожарной защиты

 

допуск для проектирования систем противопожарной защиты

            Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Сегодня мы затронем вопрос наиважнейший для очень и очень многих специалистов в нашей отрасли. Вопрос касается проектирования, СРО, и какой должен быть допуск для проектирования СПЗ на сегодняшний актуальный момент.

              Немного хроники. Итак, проектирование СПЗ до недавнего времени производилось организациями (юридическими лицами и ИП), на основании допуска проектного СРО. То есть, задумка и смысл были очень просты. Организация получает допуск СРО, соответственно делает первоначальную оплату 100-150 тысяч рублей, и потом, регулярно платит каждый год определенные «членские взносы». За это, СРО предоставляет организации допуск к проектированию систем, отвечающих за безопасность людей, в том числе, СПЗ. По смыслу, СРО должны проверить квалификацию кандидата в проектировщики и потом, если организация-проектировщик с их допуском  в проектах что то накосячит, то СРО выплачивает судебные претензии Заказчиков тех проектов, в которых эта организация накосячила. То есть, СРО, выходит дело, страховая компания, в определенном смысле. Как всегда, хорошую идею изгадил наш дикий рынок, алчный подход наших чинуш и менталитет российского предпринимателя. Допуски СРО стали продавать всем кто заплатит первоначальный взнос и готов будет платить дальше ежегодную мзду. Никаких квалификационных отборов, само собой, не проводится, априори. Происходит просто и тупо добыча лавэ. Косяки (которых великое множество) из проектов никто не вытаскивает на свет, не предъявляет. Кому это нужно?  Заказчик, тем более. Заказчику что нужно? Вот есть проект, к проекту приложен допуск СРО – все, собственно, ритуал выполнен. Можно проект не проверять – ставить штампик «в производство работ» и запускать в монтаж.

           И вот, в кои то веки, решили наши законотворцы побороться с создавшейся ситуацией. Придумали следующий метод. Допуски СРО остаются в том виде, как они есть, но только для новостроек, так как новостройки хотя бы проверяет стройнадзор. Какая-никакая комиссия проверит проектную документацию (пожарная госэкспертиза в том числе), посмотрит, чего там нарисовали, подписи поставят коллегиально, отправят в реализацию. То есть, будет еще группа лиц, которая, типа ответственная за контроль качества выполнения проектных работ.

          А вот к проектированию введенных в эксплуатацию зданий и сооружений подход совсем другой. Теперь допуск для проектирования СПЗ действующих объектов дает не СРО, а непосредственно МЧС. Причем, допуск этот дается физическим лицам, то есть непосредственно проектировщикам СПЗ. Давайте посмотри подробнее что это за допуск для проектирования и что именно нужно сделать, чтобы его получить.

         Для начала, необходимо обозначить основание для данной процедуры. Это постановление 2106 от 30.11.2021г. – ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30 ноября 2021 г. N 2106 “О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРАВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВВЕДЕНЫ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ”. Установленные в документе  Правила аттестации вступают в действие с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г. включительно. То есть, уже все действует.

          Давайте вместе внимательно просмотрим этот документ.  Как обычно, особо важные места документа отмечу красным шрифтом, а свои комментарии отмечу синим цветом.

ПРАВИЛА

АТТЕСТАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРАВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ,

КОТОРЫЕ ВВЕДЕНЫ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

  1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию (далее – аттестация).
  2. Аттестация осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и (или) его территориальными органами на безвозмездной основе.
  3. Аттестация проводится в отношении физических лиц, имеющих намерение получить право на проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию (далее соответственно – претендент, аттестуемая деятельность).   Важно, что МЧС атестовывает именно физических лиц. Организации не атестовываются.
  4. К обязательным аттестационным требованиям относятся:

а) наличие у претендента высшего или среднего профессионального образования по специальности “Пожарная безопасность” либо иного высшего образования или среднего профессионального образования при условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе – программе профессиональной переподготовки; Обратите внимание – это очень важный пункт. По крайней мере, я сам, имея диплом высшего образования по специальности «автоматическая электросвязь», а также массу различных дополнительных аттестатов об обучении на курсах повышения квалификации Государственного Фонда ПБ, аттестат эксперта от ВНИИПО, аттестат эксперта-аудитора от Системы добровольной сертификации  «Евразийский союз качества», получил отказ в приеме заявки на аттестацию проектировщика, в рамках настоящего Постановления. Получается, что все эти перечисленные мной дополнительные аттестаты и корочки не являются дополнительным профессиональным образованием. Будь ты хоть профессором, хоть разработчиком норм, все равно получишь отказ, пока не пройдешь обучение (купишь документ) по типовой программе профессиональной подготовки.

б) наличие у претендента специальных знаний в области пожарной безопасности, необходимых для проектирования.   Видимо этот пункт является следствием первого пункта. Пока типовую программу не изучил, специальных знаний не имеешь. А вот прошел обучение по этой волшебной типовой программе, так сразу стал обладать этими сакральными специальными знаниями. Средняя стоимость диплома обучения (даже и без обучения) составляет 15000 рублей. И считай, допуск для проектирования уже в кармане. Ха-ха. Это был сарказм. Какая все это мерзость, откровенно говоря. Придумали очередную фишку для обдирания людей и набивания карманов. Рыба гниет с головы – это истина, которая много раз подтвердила свою абсолютную истинность. 

  1. Для прохождения аттестации претендент представляет в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий заявление о прохождении аттестации по форме, установленной Министерством, в котором указываются:

а) фамилия, имя и отчество (при наличии) претендента, адрес его места жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, страховой номер индивидуального лицевого счета с указанием номера телефона и адреса электронной почты претендента;

б) реквизиты документов, подтверждающих соответствие претендента подпункту “а” пункта 4 настоящих Правил;

в) согласие на обработку персональных данных.  Ничего не предоставляется претендентом в адрес МЧС. МЧС, напрямую, само по себе, не принимает никаких заявлений от граждан. Все эти заявления заполняются на портале Госуслуги, прикладываются сканы Ваших дипломов, данные Вашего паспорта, и потом, Госуслуги переправляют все это в МЧС. Соответственно, на том же сайте Госуслуги к Вам в личный кабинет приходит ответ – допустили Вас или нет к сдаче экзамена. Как именно проходит сам экзамен, я напишу ниже.

  1. Для подтверждения достоверности сведений, указанных в заявлении о прохождении аттестации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия запрашивает:

а) в Министерстве внутренних дел Российской Федерации – сведения о действительности (недействительности) документа, удостоверяющего личность претендента;

б) в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки – сведения, предусмотренные подпунктом “а” пункта 4 настоящих Правил.
Ну не зню …… видимо, сведения с портала Госуслуги о Ваших паспортных данных ведомством еще раз не перепроверяются. Ведомство просто заходит в некий реестр организации, обучающей (или делающей вид что обучает) типовой программе профессиональной подготовки, смотрит, есть ли в реестре запись и все. Если есть, то допускает к экзаменам. Если нет, то не допускает.

  1. Аттестация включает в себя:

а) проверку достоверности сведений, представленных претендентом в заявлении о прохождении аттестации, которая проводится в автоматизированном режиме программно-аппаратным комплексом ведомственной информационной системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

б) квалификационный экзамен для подтверждения наличия у претендента специальных знаний в области пожарной безопасности, необходимых для проектирования (далее – квалификационный экзамен).
Экзамен проводится онлайн. То есть, через Госуслуги, Вам присылают код доступа и дату, до которой Вы обязаны зайти на сайт МЧС, зарегить этот код доступа, настроить свой комп на работу с микрофоном и видеокамерой, так чтобы все было слышно, видно и записывалось, и ответить на вопросы экзаменационной программы. Вы предоставляете доступ к экрану вашего устройства, чтобы экзаменаторы видели все что у Вас там на экране открыто. Во время экзамена, рекомендую Вам всех посторонних людей выгнать из комнаты (кабинет, квартира), отключить все телефоны, телевизор и все остальное. Если потом, при просмотре записи Вашего экзамена сотрудником МЧС, Ваши глаза будут смотреть куда то не туда, кроме экрана компьютера, Вас заподозрят в том, что Вы читаете шпаргалки. Если на экране компа будут открыты еще какие то окна, то Вас заподозрят в подсматривании ответов. Если кто то войдет в комнату, то Вас заподозрят в том, что Вы получили подсказку. То же самое при телефонных звонках. Во всех вариантах, Вас срежут на экзамене. Повторную процедуру Вы сможете пройти только через два месяца. Однако, мы же в России живем. Про хитрую попу все знаем пословицу. Если заплатить побольше, то экзамен просто сдадут за Вас. Стоит это уже, примерно 70000 рублей. Вы просто на просто, даете допуск к Вашему компьютеру не только сотруднику МЧС, но и еще третьему лицу, которое будет удаленно водить Вашей мышкой и кликать по правильным ответам. А Вы будете, в это время, просто сидеть, уставившись в экран с думающим видом, хотя последнее вряд ли обязательное условие. Скажу Вам по секрету, я уже наводил справки в этом плане – система «помощи» так называемым «проектировщикам» отлажена как часы. Вернее сказать, отлажена как терминал банковской оплаты.

А вообще говоря, я как руководитель предприятия, в чем то, понимаю смысл этой помощи. Ведь вот если я дал денег 15000 рублей на «прохождение обучения» каждому из своих проектировщиков, то получив дипломы, они уже стали на порядок выше котироваться на рынке труда, как обученные и дипломированные специалисты. И что будет? Да они либо шантажируя своей «уникальностью» потребуют повысить им зарплаты, либо просто уйдут к другим, где им установят зарплаты уже с учетом их дипломов. И даже если Вы отберете эти их дипломы, поскольку Вы платили за них, и положите в сейф, то это ничего не изменит. Они всегда могут обратиться в обучающий центр и запросить дубликат по утере оригинала. И не надо мне говорить, что неее…… мы так никогда и не за что. Сто процентов из сотни специалистов именно так и поступят, рано или поздно. Уж тут, и не говорите мне – давно на свете живу.

Вот по этому, директора предприятий сами атестовывают себя и подписывают потом сами все проекты. Для себя покупают обучение за 15000. Но они же не специалисты, не могут самостоятельно сдать экзамен. Им нужна помощь. Ну вот так им помогаторы и помогают. Дорого? Да, 95 тысяч это уже не 15 тысяч. Но зато, надежно.

Но мы отвлеклись, продолжим читать наш документ.

  1. Заявление о прохождении аттестации подается в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – единый портал). Подписание заявления о прохождении аттестации осуществляется усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
  2. В течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления о прохождении аттестации в автоматизированном режиме проводится проверка достоверности сведений, указанных в пункте 5 настоящих Правил, по результатам которой принимается решение о допуске или об отказе в допуске претендента к прохождению квалификационного экзамена.
  3. Основаниями для отказа в допуске претендента к прохождению квалификационного экзамена являются:

а) несоответствие претендента требованию, установленному подпунктом “а” пункта 4 настоящих Правил;

б) представление сведений, указанных в пункте 5 настоящих Правил, не в полном объеме или предоставление сведений, достоверность которых не подтвердилась посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

  1. Претендент уведомляется о принятом решении, указанном в пункте 9 настоящих Правил, в течение одного рабочего дня посредством направления соответствующего уведомления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через единый портал.
  2. Уведомление Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о допуске претендента к прохождению квалификационного экзамена должно содержать информацию о принятом решении, фамилию, имя и отчество (при наличии) претендента, информацию о дате, времени и месте проведения квалификационного экзамена.
  3. Уведомление Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об отказе в допуске претендента к прохождению квалификационного экзамена должно содержать информацию о принятом решении, фамилию, имя и отчество (при наличии) претендента, основания для отказа в допуске претендента к прохождению квалификационного экзамена.
  4. В случае отказа в допуске претендента к прохождению квалификационного экзамена по основаниям, указанным в пункте 10 настоящих Правил, такой претендент имеет право в течение 3 рабочих дней устранить выявленные недостатки и представить подтверждающие документы.
  5. Квалификационный экзамен проводится в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, но не ранее чем через 5 рабочих дней после дня направления Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий уведомления о таком допуске.
  6. В случае если претендент не может пройти квалификационный экзамен в указанные в уведомлении дату и время его проведения в силу обстоятельств непреодолимой силы, ему предоставляется возможность (по его заявлению) пройти квалификационный экзамен в иные дату и время, но не позднее срока, указанного в пункте 15 настоящих Правил. При этом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий направляется претенденту новое уведомление о допуске к прохождению квалификационного экзамена с указанием даты, времени и места его проведения. Такое заявление, составленное и подписанное претендентом лично, с указанием причины невозможности прибытия для прохождения квалификационного экзамена, представляется в Министерство не позднее 3 рабочих дней до дня прохождения квалификационного экзамена, указанного в уведомлении о допуске к квалификационному экзамену, через единый портал. Подписание этого заявления осуществляется усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
  7. Квалификационный экзамен проводится в автоматизированном режиме в форме тестирования с применением средств видеофиксации без создания специальной аттестационной комиссии.

В ходе проведения тестирования не допускается свободное общение между претендентами, использование претендентом специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации. При нарушении указанного запрета претендент считается не прошедшим квалификационный экзамен.

  1. Для ответов на вопросы претенденту отводится не более 45 минут. В тестирование включается не более 40 вопросов. Перечень вопросов, применяемых при проведении квалификационного экзамена, утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и размещается на официальном сайте Министерства для ознакомления. Если претендент не ответил на вопросы тестирования в установленные 45 минут, процедура тестирования прекращается.

Собственно, все эти прочитанные Вами пункты я уже комментировал выше. Дополнительно могу еще сказать, что на сайте МЧС можно попробовать в тестовом режиме сдать экзамен, типа тренировку пройти. Таким образом, Вы подготовитесь и будете понимать уровень Вашей подготовки  для себя, если конечно решите сдавать экзамен честно. Ну и еще дополнительно, протестируете свой компьютер и его настройки для готовности к настоящему экзамену.

  1. Результат квалификационного экзамена непосредственно по окончании его проведения в автоматизированном режиме оформляется протоколом с применением ведомственной информационной системы и направляется претенденту посредством единого портала.
  2. На основании протокола квалификационного экзамена принимается одно из следующих решений:

а) решение об аттестации – в случае удовлетворительного результата (90 процентов и более правильных ответов за установленное время) прохождения претендентом квалификационного экзамена;

б) решение об отказе в аттестации – в случае неудовлетворительного результата (менее 90 процентов правильных ответов за установленное время) прохождения претендентом квалификационного экзамена или неявки его в установленное для прохождения квалификационного экзамена время. На основании отказа в допуске к прохождению квалификационного экзамена принимается решение об отказе в аттестации.

  1. Решение об аттестации или решение об отказе в аттестации формируется в автоматизированном режиме не позднее 3 рабочих дней со дня проведения квалификационного экзамена или отказа в допуске к прохождению квалификационного экзамена.
  2. При отказе в аттестации в случае, предусмотренном подпунктом “б” пункта 20 настоящих Правил, претендент уведомляется о принятом решении в течение одного рабочего дня со дня принятия соответствующего решения посредством направления уведомления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством единого портала.
  3. При отказе в аттестации по причине неудовлетворительного результата прохождения претендентом квалификационного экзамена претендент вправе подать заявление о прохождении аттестации в срок не ранее 2 месяцев с даты прохождения квалификационного экзамена.
  4. Претендент считается аттестованным с момента внесения записи об удовлетворительном прохождении претендентом квалификационного экзамена в реестр лиц, аттестованных на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию (далее – реестр аттестованных лиц).
  5. Сведения, указанные в пункте 24 настоящих Правил, вносятся в реестр аттестованных лиц в автоматизированном режиме в течение одного рабочего дня со дня проведения квалификационного экзамена.

Также этот момент можно отследить самостоятельно. Реестр в открытом доступе.

Вот здесь можно посмотреть реестр проектировщиков https://digital.mchs.gov.ru/fgpn/cert/project

  1. Запись в реестре аттестованных лиц признается квалификационным аттестатом и является специальным разрешением на право осуществления аттестуемой деятельности.
  1. Квалификационный аттестат действует на всей территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
  2. Срок действия квалификационного аттестата составляет 5 лет.
  3. При поступлении в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий информации об изменении фамилии, имени или отчества (при наличии), реквизитов документа, удостоверяющего личность, или адреса регистрации по месту жительства аттестованного лица в срок, не превышающий 3 рабочих дней, вносятся изменения в реестр аттестованных лиц.

Вот это очень важно понимать. Как Вы может быть знаете, при перемене лицензиатом МЧС места деятельности (не путать с юридическим адресом), процедуру подтверждения лицензионным требованиям организация проходит ПО НОВОЙ! В данном же случае, проектировщика не заставят сдавать экзамен по новой. Это радует.

  1. Аттестованные лица подлежат очередной аттестации каждые 5 лет в порядке, установленном пунктами 5 – 19 настоящих Правил, за исключением подтверждения соответствия подпункту “а” пункта 4 настоящих Правил.

Это значит, что подтверждать образование не нужно будет (это 15 тысяч которое), а вот экзамен каждые 5 лет, по новой придется сдавать (это 70 тысяч который).

  1. Действие квалификационного аттестата прекращается до истечения срока его действия либо по решению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в следующих случаях:

а) получение от аттестованного лица заявления об отказе от продолжения аттестуемой деятельности в период действия аттестации, форма которого устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанное заявление направляется в форме электронного документа посредством единого портала. Подписание этого заявления осуществляется усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

б) поступление сведений о смерти аттестованного лица, признании его в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

в) поступление информации, подтверждающей факты представления аттестованным лицом подложных документов или заведомо ложных сведений.

Причем, что интересно, нигде не указано главного основания для лишения аттестации – нарушений требований ПБ при проектировании. Это странно, откровенно говоря. То есть получил или купил эту аттестацию и все – можешь штамповать «шнягу» вместо проектов, подтверждая качество этой шняги квалификационным удостоверением. Так что ли? И никаких лишений прав за это не будет. Абсурд какой то. Это еще раз подтверждает мой тезис – РЫБА ГНИЕТ С ГОЛОВЫ. То есть, уже заранее, все все понимают и принимают. Данная процедура является просто добычей денег и ничем больше – оплати и можешь не волноваться за грамотность того что ты там напроектировал.

  1. Решение о прекращении действия аттестации и об исключении сведений об аттестованном лице из реестра аттестованных лиц принимается в автоматизированном режиме в течение одного рабочего дня по результатам внесения сведений, подтверждающих наступление одного из случаев, предусмотренных пунктом 31 настоящих Правил. Действие аттестации прекращается со дня внесения соответствующих сведений в реестр аттестованных лиц.
  2. Информация о привлечении к административной ответственности аттестованного лица за нарушения требований пожарной безопасности, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, допущенные при проектировании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, вносится в реестр аттестованных лиц.
  3. Уведомление о прекращении действия аттестации и об исключении сведений об аттестованном лице из реестра аттестованных лиц (или выписки из него) в течение одного рабочего дня с момента окончания срока действия квалификационного аттестата или наступления случаев, предусмотренных пунктом 31 настоящих Правил, направляется аттестованному лицу (за исключением решения, принятого в связи со смертью аттестованного лица) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством единого портала.
  4. Аттестованное лицо, в отношении которого Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принято решение о прекращении действия аттестации, по основаниям, указанным в подпунктах “а” и “в” пункта 31 настоящих Правил, вправе подать заявление о прохождении аттестации не ранее чем по истечении 3 месяцев со дня принятия такого решения.
  5. Аттестационные материалы хранятся в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не менее 5 лет после проведения аттестации в электронной форме.
  6. Решения об аттестации, об отказе в аттестации, о прекращении действия квалификационного аттестата и об исключении сведений об аттестованном лице из реестра аттестованных лиц могут быть обжалованы аттестованным лицом в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Ну вот, мы с Вами прочитали весь документ. Ничего заумного нет. Желаемый допуск для проектирования получить можно, хоть просто за деньги, хоть за деньги + знания, если самому пробовать сдать экзамен. Просто даром, как вы понимаете, за амбаром.

Ну и еще, как ягодка на торте – вот ссылка, пройдя по которой Вы сможете скачать вопросник, который применяется при экзамновании кандидатов в проектировщики Распоряжение МЧС России от 12 августа 2022 г N 889 Об утверждении перечня вопрос

          Благодарю всех, кто дочитал статью до конца.

          Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

 Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook – https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com

Мы в Твитере – https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL

Мы на Яндекс Дзен – https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Мы в Телеграмме – https://t.me/norma_pb

допуск для проектирования

допуск для проектирования систем противопожарной защиты: 14 комментариев

  1. Alexey_0302

    Добрый день.
    Класс! Приятно читать, красиво и просто. Правда выдержки из постановления все практически пропустил))
    Как считаете, может ли самозанятый, имеющий аттестацию МЧС, выполнять проектную документацию на АППЗ на существующем объекте, по соответствующему договору? Кто в данному случае будет давать “клятву” ГИПа? Он сам?
    Или он должен быть как минимум ИП?
    Нужно ли ему еще и СРО?

    1. admin Автор записи

      Здравствуйте, Алексей! Теоретически, имея аттестацию МЧС Вы запросто можете рисовать проекты от себя, как от самозанятого гражданина РФ, по договору возмездного оказания услуг с юридическим лицом. Для существующих объектов СРО разумеется не нужно. СРО только для новостроек. К проекту прикладываете свою аттестацию, подписываетесь за разработчика и ГИПа. Быть ООО или ИП нет необходимости. Но фокус в том, что заказчики не очень то любят связываться с физическими лицами в вопросе проектирования. Здесь есть две причины. Первая – отсутствие гарантии погашения ущерба, в случае неправильного проектирования. Ну вот например, проектировщик выдал проект, монтажники сработали по этому проекту. А потом пришел инспектор, сказал что все хреново, все не так, написал предписания все сломать и по другому запроектировать и смонтировать. Возникает вопрос – кто будет возмещать ущерб от не правильного проектирования. В случае с СРО все понятно – СРО на то и организовывали, чтобы нести ответственность за “косяки” проектировщика который получил допуск этого СРО. А в случае с физическим лицом кто ответит за ущерб? Во как! Это вопрос который государство не продумало. Это надо какое то типа “ОСАГО” придумать и применить в отношении с физическими лицами. А его пока не изобрели. Вторая причина тоже из той же области. Физическое лицо выдало проект, получило деньги и нырк – и нет его. Нужно будет по проекту согласование какое то или просто ответить на вопрос – где искать? Тоже проблема и решение не продумано. По этому, заказчики говорят как правило – иди ка ты специалист под крышу к любому ООО или ИП и вот с ними мы заключим договор и вот они и будут отвечать перед нами если вдруг что не так.

      То есть юридических запретов нет, но заказчиков не особо то найдется.

      1. SPI68

        Вы не правы от слова совсем.
        Не может аттестованное физлицо заключать договор на разработку проектной документации. Это противоречит ч.4 ст.48 Градостроительного кодекса.
        За ГИПа расписаться он тоже не может, т.к. в государстве установлены профстандарты и квалификационные требования к ГИПам. Пусть сначала пройдет независимую оценку квалификации в установленном Федеральным законом порядке и внесет себя в реестр НОПРИЗ, тогда он сможет расписываться за ГИПа.

        Коллега, законодательство РФ не сводится к ст.24 Федерального закона о пожарной безопасности)) Есть маса других законов и подзаконных актов, обязательных для исполнения всеми участниками профессиональной деятельности.https://www.norma-pb.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif

  2. Alexey_0302

    Спасибо большое! ОЧень интересно.
    СРО тоже не особо разбежались возмещать.((
    И механизм там весьма запутанный, только пожар наверно если произойдет, а так ни то что не встречал, а даже не слышал чтобы косячный проект кто-то возмещал

    1. admin Автор записи

      Ну что Вам сказать …….. это просто Россия и все. Все через одно место привыкли делать. И хоть СРО создавалось именно для возмещения убытков, при их наличии, и должно быть нацелено на отбор подготовленных специалистов, на деле получилась контора для сбора денег и все. Это как говорится со слов японцев – “все что вы в России делаете руками у вас гавно получается, а вот дети у вас хорошие”.
      Так вот и про чиновников можно то же сказать – что бы они не делали, всегда получается “доилка” для населения и предпринимателей, а толку мало. Только руководители СРО периодически сваливают из страны, прихватив с собой все взносы участников СРО.
      Но сие не опровергает то что я написал ранее. Все равно, заказчики надеются, что от ООО или ИП или СРО будет надежнее, чем от физического лица. И я их понимаю и поддерживаю. Мы ведь и монтажное предприятие, в том числе. Иногда приходится нанимать монтажников со стороны для выполнения объемов. И еще ни один раз не было такого, чтобы монтажники когда то исправили свои “косяки” по гарантии. Получили деньги и дасвидос – ничего не знаем. Если что какое обращение от Заказчика по гарантии, нам как организации приходилось выполнять гарантийные ремонты за свой счет. Вот те и физические лица. Где сядешь там и слезешь. А от проектировщиков-фрилансеров разве есть прок? Они что, приедут разбираться с монтажниками, если вдруг вопросы у тех появятся по проекту? Да ни хрена. И взять с них нечего – деньги за проект давно проели, а у самого кроме штанов ничего и нет. Претензию в организацию проще написать и судиться проще за убытки. К сожалению, это факт.

      1. admin Автор записи

        Заказчики на сегодня иногда пользуются услугами аттестованных проектировщиков, но с условиями обеспечения независимой экспертизы проекта экспертной организацией. Просто для того чтобы знающий человек проверил что там нарисовал проектировщик. Если эксперт одобрил, то деньги платят, а если не одобрил, то не платят. Вот и все. Уж не знаю за чей счет экспертиза делается, но думаю, что за счет проектировщика. Это я хорошо знаю, потому что мы оказываем услугу проверки проектов СПЗ. Причем совсем не дорого – от 5 тысяч на карту Сбербанка, в зависимости от объема проекта. Так в иной месяц, до 50 проектов проверяем – услуга востребована оказалась. Для Заказчика это какая никакая уверенность, да и не дорого. И проектировщику подпорка – получил замечания, поправил, деньги получил и забыл о проекте. Еще ни разу к нам возврата не было ни от монтажников ни от инспекции.
        Конечно, было дело, мы по проекту и сотню замечаний выкатывали …….. но все равно, лучше мы напишем, чем потом инспектор или монтажники будут шпынять.

      2. SPI68

        Саморегулирование это политика государства, направленная на снятие с себя ответственности.
        Но тут еще вопрос и в деятельности самих СРО и НОПРИЗ/НОСТРОЙ. Они как-то безучастны в вопросах законодательства. Я не помню, что бы нам направляли проекты поправок в закон о пожарной безопасности или постановления, устанавливающего порядок аттестации. Весь этот процесс прошел мимо них.

    2. SPI68

      Я думаю здесь немного не так. Дело в том что исполнитель работ и заказчик заключают договор на выполнение работ по подготовке проектной документации. Договорные отношения в целом регулируются Гражданским кодексом. При возникновении спорных моментов стороны, как правило, стараются урегулировать их в досудебном порядке. Если не получается, то уже в судебном. Вопрос: заказчик привлекает СРО в этот процесс, как соответчика?
      Мы много работаем с бюджетниками. Это очень странная категория заказчиков. Почти всегда это люди, некомпетентные в вопросах проектирования, строительства и пожарной безопасности в частности. Да и как может быть по другому, если в МЧС очень мало квалифицированных людей?
      Получается, сделали косячные проект, пришли подрядчики и сделали еще более косячно работы(естественно, с отклонениями от проекта), заказчик принял, даже без исполнительной документации, потому что не знает что там должно быть. Потом такие же горе специалисты взяли на обслуживание это все.
      Это так ведь происходит.
      В обосновании к проекту закона правительство указывает что за 5 лет произошло около 2 тысяч пожаров. Причины: системы пожарной автоматики были неисправны, отключены, неправильно спроектированы или смонтированы.
      Интересно запросить статистику по этим причинам, каких сколько было и самое интересное, как проводилась экспертиза проектной документации, для того что бы вынести вердикт о неправильно спроектированных системах. Уверен что ни как.

  3. SPI68

    Вся эта тема с аттестацией именно физических лиц и именно на введенных в эксплуатацию зданий пошла с кривого толкования должностными лицами МЧС норм Градостроительного кодекса.
    Письмо №19-2-4-1616 от 19.04.2019г. яркое тому подтверждение… Данный деятель выдернул из контекста части 1 статьи 48 ГрК РФ кусок абзаца и безапелляционно объявил, что для проектирования на эксплуатируемых объектах членство в СРО не предусмотрено. Отсюда они сделали вывод, что данная деятельность ни кем и ни как не регламентируется.
    На самом деле есть два момента.
    1. МЧС и его должностные лица не имеют права дать разъяснения норм федеральных законов, в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 17.11.1997 “17-П;
    2. ч.4 ст.48 ГрК РФ совершенно однозначно гласит что работы по договорам о подготовке проектной документации с лицом ответственным за эксплуатацию здания могут выполнять ТОЛЬКО ИП и ЮЛ, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно – строительного проектирования.
    Мне кажется, яснее некуда. Здесь даже не нужно обращаться к определению объекта капитального строительства, потому что есть отсыл к лицу, ответственному за эксплуатацию здания…
    Понятие ЗДАНИЕ имеет четко закрепленное федеральным законом значение. В соответствии с п.6 ч.2 ст.2 Федерального закона №384-ФЗ “Технический регламент безопасности зданий и сооружений”: здание – результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных; Т.е. здание это результат, строительства, а не объект – незавершенный строительством, как некоторые трактуют определение объекта капитального строительства.
    Если же принять что ч.10 ст.1 №190-ФЗ объект капитального строительства это объекты только строящиеся и реконструируемые, то как тогда понимать гл.6.4 ГрК “Снос объектов капитального строительства”? Это форменный идиотизм.
    Итак, определились, договор на подготовку проектной документации с лицом, ответственным за эксплуатацию здания может заключить ТОЛЬКО член СРО в области архитектурно – строительного проектирования. Точка!
    п.21 ч.2 ст.2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений: система инженерно-технического обеспечения – одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;
    п.6 ТР ЕАЭС 043/2017:
    “система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре” -совокупность технических средств, предназначенных для информирования людей о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации;
    “система пожарной автоматики” – совокупность взаимодействующих систем пожарной сигнализации, передачи извещений о пожаре, оповещения и управления эвакуацией людей, противодымной вентиляции, установок автоматического пожаротушения и иного оборудования автоматической противопожарной защиты, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности объекта;
    “система пожарной сигнализации” – совокупность взаимодействующих технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, формирования, сбора, обработки, регистрации и передачи в заданном виде сигналов о пожаре, режимах работы системы, другой информации и выдачи (при необходимости) сигналов на управление техническими средствами противопожарной защиты, технологическим, электротехническим и другим оборудованием;
    “система противодымной вентиляции” – совокупность взаимодействующих технических средств, предназначенных для предотвращения или ограничения опасности задымления зданий и сооружений при пожаре, а также воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные ценности;
    Очевидно, что системы противопожарной защиты относятся к системам обеспечения безопасности зданий и сооружений.
    Заметьте, ни в одном законе, кроме 69-ФЗ нет деление объектов на введенные в эксплуатацию и не введенные. Да и какой смысл в таком разделении?
    Отношения по таким договором, регулируются законодательством в области градостроительной деятельности.
    Но в 2021г. Правительство направило проект закона на рассмотрение в ГД, который вносил изменения в ст.24 №69-ФЗ. Абсолютно нелепые и нелогичные поправки с очень несерьезным обоснованием в пояснительной записке к нему (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1064451-7)
    Деятельность по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, вправе осуществлять лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    Прошу обратить внимание на формулировку: СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. В законодательстве нет случайных слов и фраз, все понятия так или иначе определены и закреплены.
    п.6 ТР ЕАЭС 043/2017:
    “средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения” – средства, предназначенные для предотвращения, снижения риска возникновения и развития пожара, ограничения распространения его опасных факторов, для тушения пожара, спасения людей и ликвидации последствий пожара, защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества и окружающей среды от пожара, а также для снижения риска причинения вреда и (или) нанесения ущерба вследствие пожара;
    Так скажите, аттестат дает право на что? Ну явно не на проектирование систем сигнализации, оповещения и пр.
    Сотрудники МЧС как вольно трактовали положения ГрК РФ в силу своей необразованности и безграмотности(не дружат даже с русским языком), так же вольно обошлись и со своими “родными” понятиями и определениями…https://www.norma-pb.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif

  4. dimas-spb

    Здравствуйте!
    При проведении монтажных работ организация должна уведомить МЧС через портал Госуслуг о начале и об окончании работ. При монтаже на объекте введенном в эксплуатацию требуется ввод данных о проектировщике (ФИО, номер и дата получения аттестата). Эти данные имеются на сайте МЧС в открытом доступе. Я как проектировщик при вводе моих данных монтажной организацией на портале Госуслуг получаю какой-то запрос на подтверждение своего участия и сотрудничества с данной организацией?

  5. admin Автор записи

    Здравствуйте! Насколько я знаю, никаких запросов никто не присылает. Вы правда считаете что им это нужно? Они Вас вынудили у нужных людей купить аттестацию (или может Вы такая редкость, что самостоятельно честно экзамен сдали). Все, Вы им более не особо интересны. Ваши три года аттестации начали неумолимо уменьшаться. Вы станете им интересны когда три года закончатся и вы захотите продлить аттестат.
    И потом, какое сотрудничество вы имеете ввиду? Вы проект сделали для заказчика и все. Подрядная организация вообще не должна с вами пересекаться. Вот взяли монтажники из копии вашего аттестата, приложенного к проекту ваши данные и записали в Госауслуги. И то если вы работаете как самозанятый или ИП. А если через организацию проектируете, то в штампе проставлено название некого ООО, а не ваши данные. В этом случае монтажники вообще укажут проектную организацию – ООО. А там уж то кто из аттестованных проектировщиков проектировал от этого ООО уже дело десятое. Таких проектировщиков штат может быть в проектной организации.
    Вы бы спросили прямо что именно вас беспокоит. Вы переживаете что подложенными документами вашими кто то воспользуется, не выплатив вам долю? Или хотите посдавать в эксплуатацию ваши документы и хотите обеспечить надежность для себя?

    1. dimas-spb

      Да нет, вопрос не в доле, а в том, несу ли я какую-либо ответственность, если я не являюсь непосредственным разработчиком проекта, а мои данные внесли без моего ведома?

      1. admin Автор записи

        Если на штампе проекта отсутствует ваша оригинальная подпись, то невозможно предъявить вам претензии, так как не установлен факт авторства. Конечно и ответственности никакой не будет. Напротив, вопросы могут быть к тем кто вносил ваши данные и к юридическому лицу, выдававшему проект.

      2. admin Автор записи

        а так то вообще, вы конечно можете воспользоваться своей подписью, чтобы делегировать ее другим проектировщикам. Мы сформировали предложение к носителям аттестата МЧС, которое заключается в посредничестве проектирования. То есть, некая проектная организация разрабатывает проект и хочет например Вашу подпись под проектом. Вы говорите (к примеру) 10 тысяч будет стоить моя подпись и плюс оплата для экспертной организации Норма ПБ за проверку этой проектной документации. Мы берем от 5 тысяч за проверку. В этом случае и вам спокойнее, так как мы проверим и если где то в проекте будут косяки, мы их обнаружим и напишем для исправления. То есть вы будете ставить подпись под нормальным проектом, который послужит вам некой рекламой даже. И исполнителю (проектной организации ) нормально, так как они подтвердили проект вашей аттестацией. Ну и мы что то заработаем. То есть, все в плюсе.
        Вот если хотите, мы можем поработать с вашей аттестацией в данном направлении. Там же всего 3 года срок, то есть ограниченный. Надо успеть отбить деньги и усилия, затраченные на аттестат.

Добавить комментарий