ГОСТ Р 57974-2017 О РАЗЪЯСНЕНИИ НОРМ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

 

ГОСТ Р 57974-2017 О РАЗЪЯСНЕНИИ НОРМ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

            Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Сегодня мы опять и снова вернемся к многострадальному стандарту ГОСТ Р 57974-2017 , который никак не дает покоя собственникам зданий и сооружений, а также пожарной инспекции и прочим контролирующим органам. Сначала вроде да, потом вроде нет, потом вроде опять да, но усечено, в рамках разрешений МЧС, потом вдруг появились судебная практика, наказующая тех кто не исполняет этот ГОСТ Р 57974-2017 по причинам не ясности его действительности. Давайте будем разбираться. Для начала вспомним хронологический порядок, тщательно и поэтапно, всей истории указанного стандарта.

               Итак, ГОСТ Р 57974-2017 впервые был утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – Росстандарт) от 21 ноября 2017 г. N 1791 с датой введения в действие с 1 мая 2018 г. и в настоящее время имеет статус “действует”. Вот наши публикации (если кто подзабыл) по этому событию

 https://www.norma-pb.ru/trebovaniya-o-proverke-rabotosposobnosti-spz/ – Требования о проверке систем противопожарной защиты в соответствии с ГОСТ Р 57974-2017  и еще

https://www.norma-pb.ru/proverka-rabotosposobnosti-spz/ – проверка работоспособности СПЗ (Средств противопожарной защиты). Может ли согласно существующего закона, Подрядчик,  на основании лицензии МЧС, проверять противопожарные системы?

               Идем дальше по хронологии событий. Вдруг неожиданно, 17 мая 2019 года, ГОСТ Р 57974-2017 приостановил свое действие. Причина была следующая.  Есть такая общественная организация  ма́лого и сре́днего предпринима́тельства «Опора России». Так вот, эта организация написала жалобу по которой было организовано заседание. В своем письме Организация аргументировала, почему именно  ГОСТ Р 57974-2017 необходимо отменить в полном объеме.  По мнению экспертов «ОПОРЫ РОССИИ», требования ГОСТ Р 57974-2017 носят «избыточный характер, и его введение, в перспективе, представляет угрозу существенной финансовой нагрузки на малый и средний бизнес». Избыточность заключается в проверках, а финансовая нагрузка  –  “кабала”, в которую попадают предприниматели, вынужденные ежеквартально платить деньги за услуги, в рамках ГОСТ. В общем, результат следующий – комиссия по апелляциям  решила жалобу “Опоры России” удовлетворить частично – ГОСТ Р 57974-2017 не отменить, как того просил жалобщик, а приостановить действие, до момента получения согласования профильного технического комитета по стандартизации №079 “Оценка соответствия”. Собственно, что я тут пересказываю, пройдите, прочитайте сами – мы отслеживали ситуацию. Вот ссылка:

https://www.norma-pb.ru/gost-r-57974-2017-priostanovil-dejstvie/ – Приостановление действия ГОСТ Р 57974-2017  “Требования о проверке систем противопожарной защиты”.

           ГОСТ конечно приостановлен, но ППР РФ опять же, никто не отменял. По этому, многие предприятия, как и прежде, не рисковали и продолжали исполнять требование испытаний СПЗ  по ГОСТ и ППР РФ. По логике – больше, это не меньше – пусть будет.

           Далее, в июле 2020 года, выходит грандиозное и скандальное Постановление Правительства, которое начисто отменяет действие целого перечня нормативных документов и законных-подзаконных актов в теме пожарной безопасности. Под нож попадает и ППР РФ в том числе. По сути, требование испытаний СПЗ теперь превратилось в пыль – нет никаких оснований это делать. МЧС и Опора России добились поставленной цели. Вот это Постановление – очень любопытный документ – извольте:

https://www.norma-pb.ru/normativnye-dokumenty-otmennye-postanovleniem-pravitelstva-rf/ – Перечень нормативных документов и нормативных актов по пожарной безопасности отмененных Постановлением Правительства №1034 от 11.07.2020 г. Скачать Постановление.

         Далее, в соответствии с Приказом Росстандарта №402-ст от 24.07.2020г., с 01.09.2020г., произошло восстановление действия ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования». Вот здесь можно почитать об этом https://www.norma-pb.ru/vosstanovlenie-dejstviya-gost-r-57974-2017/

          Казалось бы, ну что же, ГОСТ Р 57974-2017 действует и необходимо его исполнять. Но вот ведь штука какая – с 1 января 2021 года появился новый ППР РФ, в котором уже не было пункта 61, который в старом ППР РФ регулировал и являлся основой для применения  ГОСТ Р 57974-2017 . Гласил упраздненный пункт следующее:

61. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартамии оформляет акт проверки.

            В новом ППР РФ появился пункт 54, в котором предписывается для систем ППЗ, отслуживших свой срок эксплуатации, ежегодно проводить испытания до их замены. Эти испытания должны дать ответ насколько СПЗ выполняет свои функции, разрешить (продлить) или не разрешить (не продлить) дальнейшую эксплуатацию СПЗ на объекте. Производить данные испытания, согласно разъяснениям ГУ МЧС, должны выполняться специалистами-испытателями и экспертами-аудиторами, аттестованными в рамках подготовки к исполнению работ по ГОСТ Р 57974-2017 . В каждой области появилось соответствующее письмо ГУ МЧС к нижестоящим подразделениям. Это письмо, так же, было направлено крупнейшим производственным структурам и основным проектным и монтажным предприятиям, занимающимся системами ППЗ. Вот здесь можно скачать это письмо.

Указание по испытаниям систем которым более 10 лет (13.04.2021) – Письмо от ГУ МЧС начальникам отделов надзорной деятельности ” требование испытаний СПЗ возрастом более 10 лет”.

             Казалось бы, ну вот все разъяснилось. Но остались некоторые не ястности – требования изначального текста ГОСТ Р 57974-2017 не соответствуют требованиям нового ППР РФ. То есть, видимо следует как то корректировать стандарт под произошедшие изменения.  Вот по этому поводу в течении 2021 года велась активная переписка между ГУ МЧС, ВНИИПО, профильными подразделениями МЧС. Не буду останавливаться на этой переписке подробно, замечу только, что вопрос касался именно нюансов исполнения ГОСТ Р 57974-2017 и согласования его с ППР РФ, а также с прочими руководящими документами. Также, выяснялось степень добровольности или обязательности исполнения и степень ответственности за не исполнение. За период 2020 – 2021 года арбитраж рассмотрел несколько судебных дел по данному направлению и вынес свои решения.

           И вот, в результате указанных препитий, а также по многим запросам, Росстандарт выдал Письмо от 7 апреля 2022г. №30-44-22, которое так и называется «О разъяснении норм национального стандарта ГОСТ Р 57974-2017 . Данное письмо разъясняет позицию закона в отношении указанного стандарта. Скачать данное письмо можно по ссылке Pismo_Rosstandarta_ot_07_04_2022_N_30-44-22_O_razyasneni

           Основной посыл в письме следующий:

  1.  ГОСТ Р 57974-2017 имет статус «ДЕЙСТВУЮЩИЙ» и его следует исполнять;
  2. Лицензия МЧС не дает право производит испытания и проверку на работоспособность СПЗ;
  3. Испытывать СПЗ и принимать решение о возможности дальнейшей эксплуатации может либо инспектор госсударственного пожарного надзора, либо аккредитованная организация для выполнения работ, в соответствии с ГОСТ Р 57974-2017
  4. Существующая судебная практика однозначно привлекает к ответственности организации, имеющие лицензию МЧС, но не имеющие статуса пожарной лаборатории, за исполнение функции, которые не могут исполнять, за неимением соответствующих аккредитаций.

           Более подробно, с ссылками на законы и пункты нормативных актов, читайте в документе.

               За сим, откланиваюсь.  Надеюсь, что данная статья была полезной, так как необходимо быть в курсе изменений в законодательстве, ввода в действие новых документов и отмене старых, чтобы не получить от закона никаких «нежданок» в виде штрафов. Как известно, не знание закона не освобождает от ответственности.

              Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

 Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook – https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com

Мы в Твитере – https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL

Мы на Яндекс Дзен – https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Мы в Телеграмме – https://t.me/norma_pb

ГОСТ Р 57974-2017

ГОСТ Р 57974-2017 О РАЗЪЯСНЕНИИ НОРМ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА: 2 комментария

  1. Евгений Иванов

    То есть лицензия МЧС позволяет только посадить ю проводить ТО, а вот испытания систем, срок эксплуатации которых вышел, нужно производить согласно этого ГОСТ и это могут быть только аккредитованные соответствующим образом организации?

    1. admin Автор записи

      Здравствуйте, Евгений! Да, совершенно верно. И еще вновь смонтированные системы нельзя ввести в эксплуатацию без успешных испытаний аккредитованными организациями или инспекцией пожнажзора. Лицензия МЧС прав на проведение испытаний не дает. Сие ясно сказано в разъяснении ГОСТ изложенном в письме Росстандарта. Откровенно говоря, нам как монтажной в том числе организации это тоже не очень нравится, но тем не менее, закон есть закон и его следует исполнять.

Добавить комментарий