противопожарная автоматика гаража, стоянки автомобилей
Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта и коллегам по цеху! Сегодня я постараюсь прояснить вопрос, который часто задают в письмах и на мой адрес и на адрес администрации сайта – противопожарная автоматика гаража, стоянки автомобилей, надо пожаротушение или сигнализацию монтировать?
Вообще, конечно, виноваты достаточно частые изменения в нормативных документах (особенно за последние 3-4 года) – не успеют люди привыкнуть к одним правилам, как норматив меняется, вплоть до изменения концепции определения статуса опасности объекта. Так было и с противопожарной защитой пространства над подвесным потолком (ранее менее 40 см. – не нужно сигнализацию, а более 40 см. – нужно сигнализацию) – сейчас критерием является наличие и количество горючей нагрузки запотолочного пространства. Есть еще масса подобных примеров.
Та же самая песня происходит и с защитой гаража – какая должна быть противопожарная автоматика гаража – пожаротушение или достаточно сигнализации? Раньше, по НПБ, до 2009 года, подход был простым – если менее двух автомобилей в гараже, то достаточно сигнализации в гараже, а если более двух автомобилей, то надо делать пожаротушение. Все просто, все привыкли к этому, хорошо знали это – и проектировщики и собственники зданий. Последние, в особенности, так как твердо и уверенно сообщали инспектору ГПН, находясь в огромном гараже, площадью этак за 300 квадратных метров, – «Да, у нас здесь хранится всего один автомобиль!» и смотрели в глаза инспектору честным, лучезарным взглядом, который просто не может врать. Что же происходит сейчас? Для того чтобы определить, какая именно противопожарная автоматика гаража должна быть смонтирована, открываем, как обычно СП5.13130-2009, приложение «А» и читаем в таблице А1, п. 4:
4 Здания и сооружения для автомобилей:
4.1 Для хранения – – – – По ГОСТ Р ≪Стоянки автомобилей. Требования
пожарной безопасности≫
4.2 Для технического обслуживания и ремонта – – – По [20]
Все вроде понятно, садимся за компьютер, открываем интернет и начинаем искать указанный ГОСТ …… и ничего, нет такого в списках. Что делать? Остается только написать вопрос на каком ни будь нормативном сайте, что люди и делают.
Что на такой вопрос ответим мы – мы для начала, разъясним п.4.2, который лаконично отправляет смотреть правила защиты помещений для технического обслуживания и ремонта – «По (20)». «По 20» – это значит, что надо прочитать раздел «Библиография» в самом конце документа СП5.13130-2009 – там написано – (20) ВСН 01-89 – Предприятия по обслуживанию автомобилей. Все, УРА, первый квест разгадан успешно. Теперь, квест №2 – ГОСТ Р «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности», документ на который ссылается нормативный документ СП5.13130-2009 – не существует в природе. Вместо этого существует СП113.13330-2012. “Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99», на который СП5.13130-2009 не ссылается, по причине несоответствия годов выхода документов в свет. Кто родился в России или долго в России прожил, обычно не удивляются подобным «казусам» в нормативных документах и воспринимают все это дело, как должное. Скачать упомянутый СП113.1330-2012 Вы можете у нас на сайте, бесплатно, без всяких СМС и прочей лабуды, просто пройдя по следующей ссылке –
SP_113_13330_2012_Stoyanki_avtomobiley
Учтите, что документ распространяет действие на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений для стоянки (хранения) автомобилей и других мототранспортных средств. В данном документе рассматриваются гаражи-стоянки легковых автомобилей и микроавтобусов. Указанный свод правил не распространяется на гаражи, предназначенные для ремонта и технического обслуживания автомобилей, а также на стоянки автомобилей, использующихся для перевозки взрывчатых, ядовитых, инфицирующих и радиоактивных веществ.
В приведенном СП есть множество указаний к объемо-планировочным решениям, наличии общеобменной вентиляции, систем дымоудаления и прочее. Необходимость перечисленных систем зависит от конструкции, размеров, местоположения гаража – надземный, подземный, пристроненный, встроенный в какое либо здание и прочие тонкости. Ваш конкретный случай выбирайте, читая положения СП113. Мы же ответим на самый простой вопрос – есть гараж надземный, закрытого типа, отдельностоящий на 1-4 машиноместа – какая противопожарная автоматика гаража соответствует нормам? Отвечаем.
- Согласно п. 6.3.4 СП113.1330-2012, В автостоянках закрытого типа следует предусматривать установку приборов для измерения концентрации СО и соответствующих сигнальных приборов по контролю СО в помещении с круглосуточным дежурством персонала. Проще говоря, газоанализаторы на угарный газ должны быть, а это тоже есть противопожарная автоматика гаража, а не только пожаротушение или сигнализация;
- Согласно п. 6.3.3 СП113.1330-2012, В автостоянках закрытого типа в помещениях для хранения автомобилей следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию для разбавления и удаления вредных газовыделений по расчету ассимиляции, обеспечивая требования ГОСТ 12.1.005. В неотапливаемых надземных автостоянках закрытого типа приточную вентиляцию с механическим побуждением следует предусматривать только для зон, удаленных от проемов в наружных ограждениях более чем на 20 м.;
Теперь о пожаротушении и сигнализации, а также системе оповещения в разделе читаем в п. 6.5, СП 113.1330-2012:
6.5.3 Автоматическое пожаротушение в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать в автостоянках закрытого типа:
а) подземных независимо от этажности;
б) надземных при двух этажах и более;
в) одноэтажных надземных I, II и III степеней огнестойкости площадью 7000 м и более, IV степени огнестойкости класса С0 площадью 3600 м и более, класса С1 – 2000 м и более, классов С2, С3 – 1000 м и более; при хранении автомобилей в этих зданиях в обособленных боксах (выделенных в соответствии с 6.2.2) – при количестве боксов более 5;
г) встроенных в здания другого назначения, за исключением указанных в СП 5.13130;
д) в помещениях для хранения автомобилей, предназначенных для перевозки горюче- смазочных материалов;
е) расположенных под мостами;
ж) механизированных автостоянках;
и) пристраиваемых к зданиям другого назначения или встраиваемых в эти здания
вместимостью не более 10 машино-мест.
6.5.4 В автостоянках с обособленными боксами, отвечающими требованиям 5.2.6, при применении в каждом боксе модульных установок пожаротушения (самосрабатывающих модулей) предусматривать автоматическое пожаротушение проездов между боксами не требуется, при этом указанные проезды должны быть оборудованы поэтажно передвижными огнетушителями (типа ОП-50, ОП-100) из расчета: при площади проездов на этаже до 500 м – 1 шт. на этаж, более 500 м – 2 шт. на этаж.
6.5.5 Автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы:
а) одноэтажные надземные автостоянки закрытого типа площадью менее указанной в 6.5.3 или при количестве до 25 автомашин включительно;
б) обособленные боксы и проезды между ними при применении в боксах модульных установок пожаротушения (самосрабатывающих модулей);
в) помещения для сервисного обслуживания автомобилей.
6.5.6 В одно- и двухэтажных автостоянках боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса допускается не предусматривать автоматическое пожаротушение и сигнализацию.
6.5.7 Надземные автостоянки закрытого типа при двух этажах и более (за исключением автостоянок с непосредственным выездом наружу из каждого бокса и механизированных автостоянок) вместимостью до 100 машино-мест должны оборудоваться системами оповещения 1-го типа, более 100 машино-мест – 2-го типа по СП 3.13130.
Подземные автостоянки с двумя этажами и более должны оборудоваться системами оповещения:
а) при вместимости до 50 машино-мест – 2-го типа;
б) при вместимости более 50 до 200 ” – 3-го типа;
в) при вместимости более 200 ” – 4-го или 5-го типа.
Если подытожить …… в обычном надземном, одноэтажном отдельностоящем гараже закрытого типа на 1-4 машиноместа, до 1000 кв. метров, разбитого на отдельные боксы с выездом непосредственно на улицу, противопожарная автоматика гаража предусматривает газоанализаторы и систему принудительной вентиляции. Системы автоматического пожаротушения и сигнализации допускается не предусматривать, по п. 6.5.6 СП 113. 1330-2012. Если гараж не разбит на отдельные боксы для каждого автомобиля, а имеет общее объемное пространство, то по п. 6.5.5 6.5.6 СП 113. 1330-2012, в таком гараже противопожарная автоматика гаража должна предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию. То есть, теперь все конкретизировано и привязано непосредственно к конструкциям помещения, которые можно осмотреть и пощупать руками – «завесить лапшой баки» пожарному инспектору про хранение одного автомобиля вместо трех-четырех теперь не получится.
Думаю, на поставленный вопрос, я ответил, ссылку на документ в статье предоставил (читайте внимательнее, много «подводных камней») – статью противопожарная автоматика гаража, стоянки автомобилей считаю завершенной, кто хочет что то уточнить – пишите в комментариях, кто хочет дискуссии или оспорить что то – тоже в комментарии, спасибо за статью – тоже можно в комментарии. Публикация статьи «противопожарная автоматика гаража, стоянки автомобилей» в различных ресурсах интернета и СМИ допускается исключительно с сохранением всех нижеперечисленных ссылок на наш сайт. Читайте иные публикации на нашем сайте по ссылкам:
https://www.norma-pb.ru/p870/ – сколько пожарных извещателей ставить в отсеке ограниченном балками более 0,4 метра?
https://www.norma-pb.ru/p379/ – сколько пожарных извещателей ставить?
https://www.norma-pb.ru/p753/ – пожарный извещатель на стене
https://www.norma-pb.ru/p717/ – системы дымоудаления, компенсация
https://www.norma-pb.ru/p655/ – исходные данные для проектирования систем пожарной безопасности
https://www.norma-pb.ru/p574/ – отключение вентиляции при пожаре
Читайте наши публикации в социальных сетях:
Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242
Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157
Мы в Facеbook – https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/
Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/
Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com
Мы в Твитере – https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL
Мы на Яндекс Дзен – https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c
Мы в Instagram – https://www.instagram.com/norma.p.b/
Мы в Телеграмме – https://t.me/norma_pb
Добрый день! У меня появился на разработку проект и не могу нигде найти:
1. В автомастерской какой тип пожарных извещателей нужно устанавливать (дымовые или тепловые)?
2. Нужно ли устанавливать пожарные извещатели на 3, 4, 5 этажах? Они открытые получаются. Или там достаточно снять сигналы с сигнализаторов потока жидкости?
Пока проекта пожаротушения нет. Но он в разработке.
Заранее большое спасибо.
Здравствуйте, Сергей! Отвечу на вопросы по очереди.
1. Автомастерская относится к производственному типу помещений. К СП5.13130-2009 есть приложение “М” и хоть оно рекомендованное, а не обязательно, пользоваться им рекомендуется. Сорри за тафтологию. Так вот, в пункте 2.3 приложения “М” к СП5.13130-2009 написано, что помещения предприятий по обслуживанию автомобилей защищаются пожарными извещателями: Дымовой, тепловой, пламени. То есть, ставьте любой из них, исходя из того, чтобы используемые извещатели были наименее подвержены “ложным срабатываниям”. Если у Вас есть сварка или яркие огни, то лучше извещатель пламени не ставить – будет подрабатывать. Если предполагается много пыли или какое то оборудование будет дымить в процессе эксплуатации, то дымовые лучше не ставить – будут подрабатывать. В общем, выбирать надо как то так – подход должен быть творческим.
2. Если даже этажи имеют открытые проемы в стенах, но достаточно большую площадь потолка, то эти этажи все равно считаются помещениями и защищать пожарными извещателями их надо. Единственно, надо подобрать извещатели исходя из температуры эксплуатации и типа, как написано выше. Если пожаротушение будет дренчерного типа, то вполне можно было бы запустить его от тепловых пожарных извещателей.
Большое спасибо!
Добрый день!
Подскажите какой тип оповещения требуется на 4х уровней автостоянке открытого типа?
Здравствуйте, Nikor! В соответствии с СП3.13130.2009, табл. 2, пункт 17, 4-этажные стоянки (видимо категория В1), подлежит защите СОУЭ 2 типа (позиция 2-8 этажей.
Здравствуйте!
Помогите с выбором извещателей для двух гаражей. Гаражи расположены на первом этаже двухэтажного административного здания. Само здание кирпичное, перекрытия – ж.б. плиты. Высота помещения гаража 3,15 м. Системы вентиляции в гаражах нет (из вентиляции только ворота))). Правильно ли будет установить в гаражах тепловые извещатели если гараж не отапливаемый? И обязательно ли устанавливать газоанализаторы? Спасибо.
Здравствуйте! Применить тепловые извещатели можно – почему бы и нет. Только обратите внимание – степень защиты оболочки извещателя должна быть не менее IP40. Потому что вот здесь прочитайте https://www.norma-pb.ru/p519/ – степень защиты оболочки оборудования
Анализаторы на СО ставить придется, так как у Вас стоянка закрытого типа, в соответствии с п. 6.3.4 СП113.1330-2012. В общем, этот пункт приведен в статье. Вентиляция не обязательна, если длина эвакуационного пути из гаража и входящих в него помещений до ворот менее 20 метров. Померьте и все будет ясно – там у Вас гараж 10 метров и еще какие то комнаты – вот из самого дальнего угла комнаты и вдоль эвакуационного пути до ворот измеряйте. А то может и больше 20 метров будет. тогда принудительная вентиляция будет необходима.
Большое спасибо!
Огромная благодарность за сайт в целом, очень много полезной информации с разъяснениями (особенно для новичков, таких как я)!!!
Здравствуйте! Нужен совет профессионала, буду очень благодарен.
Есть гараж на 4 машины. Он разделен капитальной перегородкой на одну машину. Остальные отсеки для 3 машины разделены сеткой металлической (рабица) далее промежуток до 1 метра и далее поперечная балка, на которой лежат плиты перекрытия. Высота потолка в гараже 5,250м. Стены кирпичные, потолок из ж.б. (П-7) плит с ребрами жесткости.
Изначально в гараже хотел поставить точечные тепловые извещатели, но заказчик говорит, что их обслуживать сложно. Просит применить термокабель и интерфейсный блок нему. Можно ли так запроектировать? Логика подсказывает, что на высоте 5 м термокабель сработает тогда, когда будет уже пожар, а не возгорание. Был ли у вас опыт в применении термокабеля. Оптимальным ли будет выбор в сторону точечных извещателей? Спасибо.
Здравствуйте! Будем откровенны, конечно чувствительнее точечные тепловые извещатели, тем более что можно подобрать не максимальные на 72 градуса, а поменьше. Особого обслуживания тепловые извещатели не требуют. Что с ними будет? Это же не дымовые. Провисят под потолком и пять и десять лет, пока тросик на котором они крепятся (в случае подвеса на тросе) не проржавеет и не отвалится. Опять же, цена термокабеля на несколько порядков дороже будет.
Добрый день.
Огромная благодарность за такой замечательный сайт, регулярно читаю и нахожу новое и полезное, обращаюсь за консультацией впервые.
Есть производственный гараж длиной 100*18 м, несколько боксов, в каждом из них по 2-3 выхода (в одном-6).
Предусматриваю тепловые извещатели. Ручные извещатели размещаю не около каждой двери (ворот), а между двумя, т.к. между ними расстояние 2 м. В боксе, где 6 ворот-ставлю 2 ручника, помня , что между ними возможно расстояние до 30 м.
Вот с оповещением загвоздка. Понимаю, что скорее всего будет СО2, но на каждой двери ставить табло Молния-12-З “Выход” вроде перебор.
Будет ли корректным размещение аппаратуры, как на приведенном фрагменте?
Спасибо.
Здравствуйте, ВИК! Собственно, из каждого отсека достаточно по одному эвакуационному выходу. Вот их и обозначьте табличками. Абсолютно ни к чему на каждые ворота по табличке монтировать. Тем более, что не каждые ворота будут соответствовать требованиям к эвакуационному выходу. Калитку надо бы с минимальным порожком использовать для целей эвакуационного выхода. Фрагмент не приложился. Если остались еще вопросы, то можно написать мне на почту aist.nn@mail.ru вместе с фрагментом