противопожарная автоматика гаража, стоянки автомобилей

противопожарная автоматика гаража, стоянки автомобилей

Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта и коллегам по цеху! Сегодня я постараюсь прояснить вопрос, который часто задают в письмах и на мой адрес и на адрес администрации сайта – противопожарная автоматика гаража, стоянки автомобилей, надо пожаротушение или сигнализацию монтировать?

Вообще, конечно, виноваты достаточно частые изменения в нормативных документах (особенно за последние 3-4 года) – не успеют люди привыкнуть к одним правилам, как норматив меняется, вплоть до изменения концепции определения статуса опасности объекта. Так было и с противопожарной защитой пространства над подвесным потолком (ранее менее 40 см. – не нужно сигнализацию, а более 40 см. – нужно сигнализацию) – сейчас критерием является наличие и количество горючей нагрузки запотолочного пространства. Есть еще масса подобных примеров.

           Та же самая песня происходит и с защитой гаража – какая должна быть противопожарная автоматика гаража  – пожаротушение или достаточно сигнализации? Раньше, по НПБ, до 2009 года, подход был простым – если менее двух автомобилей в гараже, то достаточно сигнализации в гараже, а если более двух автомобилей, то надо делать пожаротушение. Все просто, все привыкли к этому, хорошо знали это – и проектировщики и собственники зданий. Последние, в особенности, так как твердо и уверенно сообщали инспектору ГПН, находясь в огромном гараже, площадью этак за 300 квадратных метров, – «Да, у нас здесь хранится всего один автомобиль!» и смотрели в глаза инспектору честным, лучезарным взглядом, который просто не может врать. Что же происходит сейчас? Для того чтобы определить, какая именно противопожарная автоматика гаража должна быть смонтирована, открываем, как обычно СП5.13130-2009, приложение «А» и читаем в таблице А1, п. 4:

4 Здания и сооружения для автомобилей:

4.1 Для хранения – – – – По ГОСТ Р ≪Стоянки автомобилей. Требования

пожарной безопасности≫

4.2 Для технического обслуживания и ремонта – – – По [20]

           Все вроде понятно, садимся за компьютер, открываем интернет и начинаем искать указанный ГОСТ …… и ничего, нет такого в списках. Что делать? Остается только написать вопрос на каком ни будь нормативном сайте, что люди и делают.

           Что на такой вопрос ответим мы – мы для начала, разъясним п.4.2, который лаконично отправляет смотреть правила защиты помещений для технического обслуживания и ремонта – «По (20)». «По 20» – это значит, что надо прочитать раздел «Библиография» в самом конце документа СП5.13130-2009 – там написано – (20) ВСН 01-89 – Предприятия по обслуживанию автомобилей. Все, УРА, первый квест разгадан успешно. Теперь, квест №2 – ГОСТ Р «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности», документ на который ссылается нормативный документ СП5.13130-2009 – не существует в природе. Вместо этого существует СП113.13330-2012. “Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99», на который СП5.13130-2009 не ссылается, по причине несоответствия годов выхода документов в свет. Кто родился в России или долго в России прожил, обычно не удивляются подобным «казусам» в нормативных документах и воспринимают все это дело, как должное. Скачать упомянутый СП113.1330-2012 Вы можете у нас на сайте, бесплатно, без всяких СМС и прочей лабуды, просто пройдя по следующей ссылке –

SP_113_13330_2012_Stoyanki_avtomobiley

        Учтите, что документ распространяет действие на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений для стоянки (хранения) автомобилей и других мототранспортных средств. В данном документе рассматриваются гаражи-стоянки легковых автомобилей и микроавтобусов. Указанный свод правил не распространяется на гаражи, предназначенные для ремонта и технического обслуживания автомобилей, а также на стоянки автомобилей, использующихся для перевозки взрывчатых, ядовитых, инфицирующих и радиоактивных веществ.

      В приведенном СП есть множество указаний к объемо-планировочным решениям, наличии общеобменной вентиляции, систем дымоудаления и прочее. Необходимость перечисленных систем зависит от конструкции, размеров, местоположения гаража – надземный, подземный, пристроненный, встроенный в какое либо здание и прочие тонкости. Ваш конкретный случай выбирайте, читая положения СП113. Мы же ответим на самый простой вопрос – есть гараж надземный, закрытого типа, отдельностоящий на 1-4 машиноместа – какая противопожарная автоматика гаража соответствует нормам? Отвечаем.

  1. Согласно п. 6.3.4 СП113.1330-2012, В автостоянках закрытого типа следует предусматривать установку приборов для измерения концентрации СО и соответствующих сигнальных приборов по контролю СО в помещении с круглосуточным дежурством персонала. Проще говоря, газоанализаторы на угарный газ должны быть, а это тоже есть противопожарная автоматика гаража, а не только пожаротушение или сигнализация;
  2. Согласно п. 6.3.3 СП113.1330-2012, В автостоянках закрытого типа в помещениях для хранения автомобилей следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию для разбавления и удаления вредных газовыделений по расчету ассимиляции, обеспечивая требования ГОСТ 12.1.005. В неотапливаемых надземных автостоянках закрытого типа приточную вентиляцию с механическим побуждением следует предусматривать только для зон, удаленных от проемов в наружных ограждениях более чем на 20 м.;

           Теперь о пожаротушении и сигнализации, а также системе оповещения в разделе читаем в п. 6.5, СП 113.1330-2012:

 6.5.3 Автоматическое пожаротушение в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать в автостоянках закрытого типа:

 а) подземных независимо от этажности;

б) надземных при двух этажах и более;

в) одноэтажных надземных I, II и III степеней огнестойкости площадью 7000 м и более, IV степени огнестойкости класса С0 площадью 3600 м и более, класса С1 – 2000 м и более, классов С2, С3 – 1000 м и более; при хранении автомобилей в этих зданиях в обособленных боксах (выделенных в соответствии с 6.2.2) – при количестве боксов более 5;

г) встроенных в здания другого назначения, за исключением указанных в СП 5.13130;

д) в помещениях для хранения автомобилей, предназначенных для перевозки горюче- смазочных материалов;

е) расположенных под мостами;

ж) механизированных автостоянках;

и) пристраиваемых к зданиям другого назначения или встраиваемых в эти здания

вместимостью не более 10 машино-мест.

6.5.4 В автостоянках с обособленными боксами, отвечающими требованиям 5.2.6, при применении в каждом боксе модульных установок пожаротушения (самосрабатывающих модулей) предусматривать автоматическое пожаротушение проездов между боксами не требуется, при этом указанные проезды должны быть оборудованы поэтажно передвижными огнетушителями (типа ОП-50, ОП-100) из расчета: при площади проездов на этаже до 500 м – 1 шт. на этаж, более 500 м – 2 шт. на этаж.

6.5.5 Автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы:

а) одноэтажные надземные автостоянки закрытого типа площадью менее указанной в 6.5.3 или при количестве до 25 автомашин включительно;

б) обособленные боксы и проезды между ними при применении в боксах модульных установок пожаротушения (самосрабатывающих модулей);

в) помещения для сервисного обслуживания автомобилей.

6.5.6 В одно- и двухэтажных автостоянках боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса допускается не предусматривать автоматическое пожаротушение и сигнализацию.

6.5.7 Надземные автостоянки закрытого типа при двух этажах и более (за исключением автостоянок с непосредственным выездом наружу из каждого бокса и механизированных автостоянок) вместимостью до 100 машино-мест должны оборудоваться системами оповещения 1-го типа, более 100 машино-мест – 2-го типа по СП 3.13130.

Подземные автостоянки с двумя этажами и более должны оборудоваться системами оповещения:

а) при вместимости до 50 машино-мест – 2-го типа;

б) при вместимости более 50 до 200 ” – 3-го типа;

в) при вместимости более 200 ” – 4-го или 5-го типа.

            Если подытожить …… в обычном надземном, одноэтажном отдельностоящем гараже закрытого типа на 1-4 машиноместа, до 1000 кв. метров, разбитого на отдельные боксы с выездом непосредственно на улицу, противопожарная автоматика гаража предусматривает газоанализаторы и систему принудительной вентиляции. Системы автоматического пожаротушения и сигнализации допускается не предусматривать, по п. 6.5.6 СП 113. 1330-2012. Если гараж не разбит на отдельные боксы для каждого автомобиля, а имеет общее объемное пространство, то по п. 6.5.5 6.5.6 СП 113. 1330-2012, в таком гараже противопожарная автоматика гаража должна предусматривать  автоматическую пожарную сигнализацию. То есть, теперь все конкретизировано и привязано непосредственно к конструкциям помещения, которые можно осмотреть и пощупать руками – «завесить лапшой баки» пожарному инспектору про хранение одного автомобиля вместо трех-четырех теперь не получится.

         Думаю, на поставленный вопрос, я ответил, ссылку на документ в статье предоставил (читайте внимательнее, много «подводных камней») – статью противопожарная автоматика гаража, стоянки автомобилей считаю завершенной, кто хочет что то уточнить – пишите в комментариях, кто хочет дискуссии или оспорить что то – тоже в комментарии, спасибо за статью – тоже можно в комментарии. Публикация статьи «противопожарная автоматика гаража, стоянки автомобилей» в различных ресурсах интернета и СМИ допускается исключительно с сохранением всех нижеперечисленных ссылок на наш сайт. Читайте иные публикации на нашем сайте по ссылкам:

https://www.norma-pb.ru/p870/ – сколько пожарных извещателей ставить в отсеке ограниченном балками более 0,4 метра?

https://www.norma-pb.ru/p379/ – сколько пожарных извещателей ставить?

https://www.norma-pb.ru/p753/ – пожарный извещатель на стене

https://www.norma-pb.ru/p717/ – системы дымоудаления, компенсация

https://www.norma-pb.ru/p655/ – исходные данные для проектирования систем пожарной безопасности

https://www.norma-pb.ru/p574/ – отключение вентиляции при пожаре

Читайте наши публикации в социальных сетях:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

 Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook – https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com

Мы в Твитере – https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL

Мы на Яндекс Дзен – https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Мы в Instagram – https://www.instagram.com/norma.p.b/

Мы в Телеграмме – https://t.me/norma_pb

противопожарная автоматика гаража, стоянки автомобилей

противопожарная автоматика гаража, стоянки автомобилей: 12 комментариев

  1. Сергей Коман

    Добрый день! У меня появился на разработку проект и не могу нигде найти:
    1. В автомастерской какой тип пожарных извещателей нужно устанавливать (дымовые или тепловые)?
    2. Нужно ли устанавливать пожарные извещатели на 3, 4, 5 этажах? Они открытые получаются. Или там достаточно снять сигналы с сигнализаторов потока жидкости?
    Пока проекта пожаротушения нет. Но он в разработке.
    Заранее большое спасибо.

  2. admin

    Здравствуйте, Сергей! Отвечу на вопросы по очереди.
    1. Автомастерская относится к производственному типу помещений. К СП5.13130-2009 есть приложение “М” и хоть оно рекомендованное, а не обязательно, пользоваться им рекомендуется. Сорри за тафтологию. Так вот, в пункте 2.3 приложения “М” к СП5.13130-2009 написано, что помещения предприятий по обслуживанию автомобилей защищаются пожарными извещателями: Дымовой, тепловой, пламени. То есть, ставьте любой из них, исходя из того, чтобы используемые извещатели были наименее подвержены “ложным срабатываниям”. Если у Вас есть сварка или яркие огни, то лучше извещатель пламени не ставить – будет подрабатывать. Если предполагается много пыли или какое то оборудование будет дымить в процессе эксплуатации, то дымовые лучше не ставить – будут подрабатывать. В общем, выбирать надо как то так – подход должен быть творческим.
    2. Если даже этажи имеют открытые проемы в стенах, но достаточно большую площадь потолка, то эти этажи все равно считаются помещениями и защищать пожарными извещателями их надо. Единственно, надо подобрать извещатели исходя из температуры эксплуатации и типа, как написано выше. Если пожаротушение будет дренчерного типа, то вполне можно было бы запустить его от тепловых пожарных извещателей.

  3. mizar49

    Здравствуйте!
    Помогите с выбором извещателей для двух гаражей. Гаражи расположены на первом этаже двухэтажного административного здания. Само здание кирпичное, перекрытия – ж.б. плиты. Высота помещения гаража 3,15 м. Системы вентиляции в гаражах нет (из вентиляции только ворота))). Правильно ли будет установить в гаражах тепловые извещатели если гараж не отапливаемый? И обязательно ли устанавливать газоанализаторы? Спасибо.

  4. admin

    Здравствуйте! Применить тепловые извещатели можно – почему бы и нет. Только обратите внимание – степень защиты оболочки извещателя должна быть не менее IP40. Потому что вот здесь прочитайте https://www.norma-pb.ru/p519/ – степень защиты оболочки оборудования
    Анализаторы на СО ставить придется, так как у Вас стоянка закрытого типа, в соответствии с п. 6.3.4 СП113.1330-2012. В общем, этот пункт приведен в статье. Вентиляция не обязательна, если длина эвакуационного пути из гаража и входящих в него помещений до ворот менее 20 метров. Померьте и все будет ясно – там у Вас гараж 10 метров и еще какие то комнаты – вот из самого дальнего угла комнаты и вдоль эвакуационного пути до ворот измеряйте. А то может и больше 20 метров будет. тогда принудительная вентиляция будет необходима.

  5. kroftt

    Здравствуйте! Нужен совет профессионала, буду очень благодарен.
    Есть гараж на 4 машины. Он разделен капитальной перегородкой на одну машину. Остальные отсеки для 3 машины разделены сеткой металлической (рабица) далее промежуток до 1 метра и далее поперечная балка, на которой лежат плиты перекрытия. Высота потолка в гараже 5,250м. Стены кирпичные, потолок из ж.б. (П-7) плит с ребрами жесткости.
    Изначально в гараже хотел поставить точечные тепловые извещатели, но заказчик говорит, что их обслуживать сложно. Просит применить термокабель и интерфейсный блок нему. Можно ли так запроектировать? Логика подсказывает, что на высоте 5 м термокабель сработает тогда, когда будет уже пожар, а не возгорание. Был ли у вас опыт в применении термокабеля. Оптимальным ли будет выбор в сторону точечных извещателей? Спасибо.

    1. admin

      Здравствуйте! Будем откровенны, конечно чувствительнее точечные тепловые извещатели, тем более что можно подобрать не максимальные на 72 градуса, а поменьше. Особого обслуживания тепловые извещатели не требуют. Что с ними будет? Это же не дымовые. Провисят под потолком и пять и десять лет, пока тросик на котором они крепятся (в случае подвеса на тросе) не проржавеет и не отвалится. Опять же, цена термокабеля на несколько порядков дороже будет.

  6. VIK

    Добрый день.
    Огромная благодарность за такой замечательный сайт, регулярно читаю и нахожу новое и полезное, обращаюсь за консультацией впервые.
    Есть производственный гараж длиной 100*18 м, несколько боксов, в каждом из них по 2-3 выхода (в одном-6).
    Предусматриваю тепловые извещатели. Ручные извещатели размещаю не около каждой двери (ворот), а между двумя, т.к. между ними расстояние 2 м. В боксе, где 6 ворот-ставлю 2 ручника, помня , что между ними возможно расстояние до 30 м.
    Вот с оповещением загвоздка. Понимаю, что скорее всего будет СО2, но на каждой двери ставить табло Молния-12-З “Выход” вроде перебор.
    Будет ли корректным размещение аппаратуры, как на приведенном фрагменте?
    Спасибо.

    1. admin

      Здравствуйте, ВИК! Собственно, из каждого отсека достаточно по одному эвакуационному выходу. Вот их и обозначьте табличками. Абсолютно ни к чему на каждые ворота по табличке монтировать. Тем более, что не каждые ворота будут соответствовать требованиям к эвакуационному выходу. Калитку надо бы с минимальным порожком использовать для целей эвакуационного выхода. Фрагмент не приложился. Если остались еще вопросы, то можно написать мне на почту aist.nn@mail.ru вместе с фрагментом

Добавить комментарий