требования о проверке работоспособности СПЗ

 

требования о проверке работоспособности СПЗ

          Доброго времени суток всем постоянным Читателям статей на нашем сайте, а также коллегам по цеху.  Сегодня мы обсудим важное изменение в жизни предприятий, которые занимаются техническим обслуживанием и текущим ремонтом средств противопожарной защиты.  И вопрос этот коснется не столько даже предприятий исполняющих ТО и ТР, сколько самих Заказчиков, которые имеют средства противопожарной защиты на своих объектах, пользуются ими и чувствуют себя защищенными. Иными словами, мы обсудим новые требования о проверке работоспособности СПЗ изложенные в сравнительно новом документе – ГОСТ Р 57974-2017.  Скачать документ можно с нашего сайта, пройдя в библиотеку нормативщика или проще, кликнув по ссылке gost_r_57974-2017  – пользуйтесь на здоровье.

          Для начала, напомню всем, кто забыл и оповещу всех кто не знал, как именно проводились проверки СПЗ ранее. В первичном документе ППР  (Правила противопожарного режима) была статья 61, которая, дословно, гласила следующее:

  61. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. 

          В соответствии с этими требованиями ППР, подрядчик по техническому обслуживанию СПЗ и представитель заказчика организовывались вместе в одну комиссию и проверяли противопожарную автоматику один раз в квартал, о чем составляли Акт текущего комплексного опробования системы, и жили себе спокойно и безмятежно. Проверка была крайне простая – прошлись, посмотрели на подмигивающие пожарные извещатели на потолке, дернули ручник, послушали как звенит сирена или стандартный текст бубнит речевой оповещатель, проследили получение сигнала ПЦН (при наличии этого ПЦН) и все – порадовались, похвалили друг друга за прилежное отношение к своим обязанностям, подписали акт и разошлись. Не больно то хлопотно – раз в три месяца, не правда ли? Соответственно, цены на выполнение данного вида работ стали дешеветь все сильнее и сильнее и дошли до абсурда. Постепенно, оплата стала столь мала, что за такие деньги перестали делать даже эту нехитрую проверку!

        Действительно, это же ТЕМА! Если ни хрЮна ничего не делать – только заполнять во время бумажки и отсылать друг другу по почте, на объекте даже не появляясь, то можно нахапать на госзаказе 300 – 400 объектов, получать за каждый тысячу-полторы каждый месяц и жить вполне себе в свое удовольствие. Конечно за такие деньги речи о каком то, пусть мало-мальски техническом контроле, ремонте или обслуживании речи идти не может, априори, но цена для Заказчика замечательная, лицензия МЧС у подрядчика в наличии и собственно ……все. Отсюда, как вы понимаете, все эти громкие пожарные дела, типа Зимней вишни, где системы противопожарной защиты не выполнили своего назначения. То ли их отключили, то ли просто декорация висела на потолках, а не работоспособная система СПЗ – это теперь только прокуратура разберет. Но вот ведь в чем шутка – кто то же эти системы обслуживал и деньги получал за это! Акты ведь составлялись ежеквартально о проверке работоспособности и акты эти подписывались представителями Заказчика и подрядной организации.

        Все бы хорошо, но настал час «Х» – 20.09.2016г., появилось в свет Постановление Правительства Р.Ф. №947, которое изменило формулировку пункта 61 ППР до следующего текста:

 61. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.

При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.

На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта. 

         Вы понимаете, что произошло с изменением пункта 61 ППР? Теперь руководитель не просто обеспечивает проверку рабочего состояния существующей системы и все на этом. Теперь руководитель обязан организовать проверку не как ему захочется, а в соответствии с инструкцией завода изготовителя и национальными стандартами. Не будем задевать международные – это в большей части утопия. Сразу возникает вопрос – с какими это национальными стандартами? Есть такие? Мы пока пользовались РД разных годов, имеющих статус «действующий», и это было не хлопотно.

       Так вот, теперь такой стандарт есть – требования к проверке работоспособности СПЗ воплощаются в ГОСТ Р 57974-2017. Давайте мы вместе разберем «по косточкам» этот документ. Особенно важные, на мой взгляд, места в документе я буду выделять красным шрифтом, а свои комментарии буду писать синим шрифтом.

          Итак, документ утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2017 г. № 1794-ст.

     Цель документа следующая – Реализация положений настоящего стандарта направлена на обеспечение выполнения требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. Ns123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме». 

  1. Область применения 

Настоящий стандарт устанавливает требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и  сооружениях (далее — объект защиты) систем, установок противопожарной защиты и их элементов (далее — системы ППЗ).

Требования стандарта распространяются на организацию проведения проверки работоспособности следующих систем ППЗ:

  • автоматических установок пожаротушения:
  • автономных установок пожаротушения;    (самострабатывающие модули, видимо)
  • автономных устройств пожаротушения;    (самострабатывающие огнетушители, видимо)
  • автоматической пожарной сигнализации:
  • систем оповещения и управления эвакуацией:
  • систем протиеодымной защиты:
  • внутренних противопожарных водопроводов.

         Теперь мы без проверки работоспособности, согласно настоящему ГОСТ, не сможем ни только выполнять регулярное ТО и ТР, но и корректно ввести в эксплуатацию вновь смонтированную систему. Смонтировали, провели пусконаладку – теперь проверить надо, в соответствии с национальным стандартом.

  1. Общие требования 

4.1         Проверку работоспособности систем ППЗ организует собственник объекта защиты или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании (далее — руководитель). То есть, требования о проверке работоспособности СПЗ относятся и к арендатору теперь ТОЖЕ. Отмазаться на том основании, что не собственник теперь не получится.

4.2         Цель (цели) проверки:

  • подтверждение соответствия (несоответствия) работоспособности систем ППЗ:
  • возможность продления сроков эксплуатации систем ППЗ.
  1. Периодичность проведения проверки работоспособности систем ППЗ с

использованием методов инструментального контроля

5.1         Проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией проводится не реже 1 раза в квартал.

5.2         Проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода проводится не реже 1 раза в полгода.         Как видите, цель проверки не только убедиться в работоспособности, но и определить возможность продления сроков эксплуатации систем СПЗ. То есть, если в составе системы применяются устаревшие морально или с просроченным сроком эксплуатации составляющие приборы и детали, то проверка обязана выявить этот факт и принять определение оставить все как есть и эксплуатировать систему далее, либо принять решение о невозможности продления срока эксплуатации СПЗ. Вот так – не больше и не меньше. А, скажите мне, кто может взять на себя ответственность и продлить срок эксплуатации дымового пожарного извещателя, к примеру, если сроки наработки на отказ, согласно паспорта на извещатель, установлены производителем в пределах 60000 часов эксплуатации? Если исполнитель гарантирует только 60000 часов бесперебойной работы, а потом он уже ничего не гарантирует. А система пожарной сигнализации должна работать бесперебойно, не отказывать, и позаботиться об этом обязан, согласно п. 61 ППР, руководитель предприятия. Какое такое продление срока эксплуатации системы СПЗ может быть, если основные комплектующие узлы системы отработали свое гарантированное время эксплуатации? Кто на себя это возьмет? Глупости! Только капитальный ремонт с заменой оборудования! Однозначно!  

Опять, заметьте, как в первой версии ППР, документом устанавливается точная  периодичность проверок.

  1. Порядок организации проверок

6.1         Приказом руководителя утверждается график проведения плановых проверок работоспособности систем ППЗ. с учетом периодичности установленной настоящим стандартом. Ну собственно, сколько написано в п.5.1 и 5.2 столько и есть.

Внеплановые проверки работоспособности систем ППЗ осуществляются по мере необходимости.  График проверок утверждает руководитель – это что-то новенькое. Хотя опять же, все согласно ГОСТ. Следовательно, ничего нового не будет. Просто лишний приказ надо будет написать.

6.2         Руководитель организует проведение проверки работоспособности систем ППЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее — экспертная организация).    А вот тут очень важный момент! Обратите особое внимание. Проверять имеет право не абы кто, а обученный, квалифицированный специалист эксперт-аудитор, компетенция которого подтверждена в системе добровольной сертификации. Это значит, что будут учебные центры на платных курсах обучать экспертов-аудиторов, выдавать этим экспертам дипломы или сертификаты, внесенные в определенный реестр, в котором возможно проверить действительность предъявляемого экспертом сертификата. Таких экспертов потребуется много, так чтобы хватило на проверки ВСЕХ объектов, а объектов этих многие тысячи в каждом населенном пункте. И еще, очень важно! Указывается возможность формирования трех разных групп:

- просто физическое лицо эксперт-аудитор с дипломом в штате предприятия;

- юридическое лицо, являющееся экспертно-аудиторской организацией. В этом случае на службе этого юридического лица должно быть не менее НЕСКОЛЬКИХ дипломированных экспертов-аудиторов;

- индивидуальный предприниматель (ИП), который также может лично получить диплом и заниматься оказанием услуг.

           Ну вот теперь и решите для себя – как проще оформиться, так чтобы услуги были востребованы.

6.3         Результаты подтверждения соответствия систем ППЗ показателям работоспособности экспертная организация оформляет в форме сертификата соответствия (далее — сертификат), либо актом о наличии неисправностей в системах.

               При подтверждении соответствия систем ППЗ показателям работоспособности с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации, результаты оформляются актом проверки.  Заметьте этот тонкий момент! Если эксперт-аудитор привлечен на договорной основе, как представитель юридического лица или ИП, то организация эта или индивидуальный предприниматель разрабатывает свой фирменный бланк – сертификат соответствия под порядковым номером определенным, куда вписывается или впечатывается название объекта проверки, заверяется печатью и сертификат этот выдается собственнику объекта. Срок действия сертификата – 3 месяца, до следующей проверки. Если за время действия сертификата на объекте что то похожее на пожар случится, комиссия проверяющих обнаружит на объекте (или пепелище объекта)  какие то доказательства неисполнения системой противопожарной автоматики своих функций, то «пришлых» экспертов-аудиторов строго спросят ПОЧЕМУ так получилось. Скорее всего, спрашивать будут работники прокуратуры. С участием экспертов-аудиторов, состоящих в штате предприятия, все проще – подписывается комиссионный акт проверки работоспособности и все на этом. Вся комиссия видела, что система работала. Вчера вот работала, а сегодня почему то не работала – техника, что с нее взять! Что могут сделать физическому лицу-эксперту? Какие санкции? Только уволить и лишить гордого звания эксперта-аудитора.

6.4         В случае выявления входе проведения проверки работоспособности систем ППЗ их неисправностей,  либо механических повреждений, руководитель обязан принять меры по их устранению, путем привлечения организаций, осуществляющих деятельность по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию систем ППЗ.

6.5         Результаты проверки работоспособности систем ППЗ, выполненные экспертной организацией, могут направляться для мониторинга и учета в реестре в секретариат технического комитета по стандартизации «Производственные услуги» (далее — ТК 001). созданный в соответствии с Федеральным
законом «О стандартизации в Российской Федерации».   Какой интересный пункт!  Экспертная организация МОЖЕТ отправлять результаты проверки в некий центр мониторинга! Может отправлять, а может не отправлять – как видите, данный пункт не обязывает, а допускает действие. Вы понимаете, какую «плетку» этот пункт дает в руки экспертной организации против Заказчика? Ай-яй-яй ….. как бы не нарваться тут на стихийную коррупцию и вымогательство! Как Вы понимаете, найти кучу замечаний можно при проверке любой, достаточно крупной системы, хоть пожарной сигнализации, хоть пожаротушения, хоть дымоудаления или чего то еще! Могу направить, а могу не направить, могу глаза закрыть, а могу и не закрыть, если что то получу в замен. Компенсируйте мне мою принципиальность, иными словами. В этом случае, проще платить деньги штатному обученному своему эксперту-аудитору, который не будет кусать руку его кормящую. В крайнем случае, его ведь и уволить всегда можно, если будет «борзеть».  Даже по статье, если уж приспичит – это не секрет ни какой и ни для кого. 

6.6         Проверка работоспособности систем ППЗ проводится с использованием аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений по методикам, изложенным в межгосударственных, национальных стандартах, стандартах организаций, а также в технической документации предприятий-изготовителей.  Про поверенное оборудование мы все (лицензированные предприятия) хорошо знаем – у всех оно есть или в собственности или в аренде, так как иначе не было бы у нас лицензий МЧС. Какие то методики существуют уже, разработанные ВНИИПО, какие то могут быть разработаны самими экспертными организациями (написано -стандартах организаций), а какие то записаны в инструкциях изготовителей оборудования. Тут ничего такого.

6.7         Методики проверки работоспособности систем ППЗ. изложенные в технической документации и/или стандарте организации предприятия изготовителя, представляются на техническую экспертизу в секретариат ТК 001.

На основании результатов экспертизы ТК 001 готовит заключение, которое направляет разработчику методики.  Тут все просто – производители оборудования, с большой долей вероятности, сейчас быстро встанут в очередь в ТК 001, дабы быстренько пройти техническую экспертизу на свои инструкции к своему оборудованию, что позволит существенно поднять продажи продукции. Кому нужна продукция СПЗ, на которую необходимо какие то методики самостоятельно разрабатывать, и потом еще согласовывать на тех. экспертизе? Все верно, никому не надо! Проще купить оборудование с уже с готовыми утвержденными методиками проверки.

  1. Требования к технической документации 

7.1         Для проведения работ по проверке работоспособности систем должна находиться следующая документация:

а)        проектная документация;

б)        акты ввода систем в эксплуатацию;

в)        паспорта, техническая документация и/или сертификат на элементы, технические средства систем;

г)         инструкции по эксплуатации систем;

д)        акты проверки работоспособности систем;

е)        акты о наличии неисправностей в системах;

ж)        журнал учета состояния неисправностей систем;

и)        сертификат соответствия систем’1;

к)         акт мониторинга вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112»г>.

7.2         Порядок учета и хранения технической документации определяется руководителем.  Тут ничего нового – все как в многочисленных РД на выполнение ТО и ТР. Однако, написанный пункт позволяет экспертам-аудиторам проверить наличие перечисленной документации на объекте и внести замечание в акт, если документации не будет в надлежащем количестве. 

          Ну вот, на этом документ ГОСТ Р 57974-2017 «требования о проверке работоспособности СПЗ» заканчивается, и давайте подведем итог и немного попробуем прогнозировать сложившуюся ситуацию. Предположим, объекты, оборудованные системами СПЗ, теперь будут проверять сторонние экспертно-аудиторские организации. Что будет? Во первых, эти экспертные организации будут драть три шкуры с организаций, которые выполняют техническое обслуживание на объекте. Это к бабке не ходи. Все будет строго по закону, внимательно, вдумчиво и подробно, если не позолотить ручку. А хороший специалист всегда найдет ту причину, за которую ему надо будет эту ручку «золотить». Какая предсказуемая реакция Заказчика на акт с замечаниями? Все просто – не буду платить обслуживающей организации, пока не получу очередной сертификат соответствия на систему СПЗ на объекте. Есть сертификат – есть деньги, а есть акт с замечаниями – нет денег (в лучшем случае), а в худшем – есть штрафные санкции. Все так или я что то упустил? Конечно, есть вероятность обратной реакции – сарафанного радио. Слухом земля полнится, и очень скоро, о организации экспертов-аудиторов, которые очень придирчивы, пока с ними не договоришься, информация разнесется не только среди организаций, выполняющих ТО и ТР систем СПЗ, но и среди Заказчиков тоже. На самом деле, Заказчику проще поручить обслуживающей организации выбрать для себя лояльную организацию эксперта-аудитора . Скажут – «я плачу деньги и я хочу получить услугу под ключ!» – всего и делов. И в результате «злодеям», очень скоро, не на что будет кушать, так как их услуги перестанут заказывать. Серьезные организации, которые занимаются техническим обслуживанием систем СПЗ будут, параллельно, регистрировать структуры экспертов-аудиторов и обрабатывать себя и «того парня». Этим они избавят себя от геморроя поиска и необходимости договариваться и делиться. Остальные мелкие предприятия будут делиться деньгами за техническое обслуживание с экспертами и позиция круговой поруки, связанной финансовой выгодой, будет опять «впереди планеты всей». Если у кого то будет свое мнение на этот счет, добро пожаловать в комменты – пишите, поговорим об этом.

         

          Ну хорошо, скажете Вы, а когда это все начнется? Уже сейчас надо где то искать экспертов-аудиторов или есть у нас время какое то на раскачку? Спешу вас всех успокоить – время у нас пока есть. Не смотря на то, что упомянутый ГОСТ введен в действие и вроде как надо ему подчиняться, на официальном сайте МЧС вполне официально сообщают всем заинтересованным лицам, что организовывать проверки по ГОСТ – дело добровольное и при отсутствии у Вас сертификатов, которые упоминаются в документе, никоим образом не дает права МЧС Вас штрафовать. Кому интересно, это самое разъяснение МЧС может скачать здесь

!!!! Разъяснение

        На этом статью «требования о проверке работоспособности СПЗ» заканчиваю.. Буду счастлив, если моя статья оказалась Вам полезной.

          Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

Мы в Одноклассниках – http://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook - https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – http://my.mail.ru/community/norma-pb/

требования о проверке работоспособности

Рейтинг: 0

Оставить комментарий

Войти с помощью: